Презентация к семинару — практикуму Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации


Разгневан – потерпи, немного охладев,Рассудку уступи, смени на милость гнев.Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно.Саади – великий персидский писатель и мыслитель. КОНФЛИКТ В ШКОЛЕ,ПУТИ ВЫХОДАИЗ КОНФЛИКТНОЙСИТУАЦИИ ЦЕЛЬ:ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ, ПОИСК ПУТЕЙ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. ЗАДАЧИ:Ознакомление педагогов с понятием конфликта и формулы конфликта.Осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных причин возникновения конфликтных ситуаций.Определение педагогами особенностей поведения в конфликтной ситуации, стилей разрешения конфликтов. Упражнение «Яблоко и червячок» Представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живо­писно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. Конфликт в школе Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Как для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель – передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Что вы ожидаете от этого семинара? Перед вами Дерево предсказаний. Но пока оно голо и некрасиво. Как деревья за окном. Давайте его украсим. Запишите ваши ожидания от сегодняшнего семинара на листочках и яблочках Последствия конфликтаОтрицательныебольшие эмоциональные за­траты, ухудшение здоровья, снижение работоспособности,Агрессия,Склоки,Войны.Положительныеспособствует получению новой инфор­мации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения






Что же показывает конфликт? На самом деле конфликт показывает лишь одно - несоответствие.Конфликт показывает, что что-то идет не гладко, что-то идет не так. Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, не зависимо от того, каковы источники этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. Э. Гидденс – английский социолог. В зависимости от способа разрешения выделяют Конструктивными Способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.Деструктивными Препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Формула конфликтаКонфликтная ситуация + Инцидент = КонфликтРассмотрим суть входящих в формулу составляющих.конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта; инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта; конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Формула конфликтаКонфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявление другого. Технология разрешения конфликтаРазрешить конфликт – это значит: устранить конфликтную ситуацию; исчерпать инцидент. Первое, конечно же, сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Педагогические конфликты и причины их возникновения Все педагогические конфликты можно разделить на 3 группы: КОНФЛИКТЫМотивационные. Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Связанные с недостатками в организации обучения.конфликтный период происходит в начальной школе, когда 1-классник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную.конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходят несколько учителей –предметников, появляются новые школьные предметы.Конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс.Конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни. Конфликт взаимодействий: учащихся между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации. Они происходят, в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих:а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства: группы мальчиков и группы девочек, 3-4 подростков с целым классом и т.д.б) конфликты «учитель- ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер; в) конфликты «учитель - ученик» могут возникать по различным причинам: личного характера между учителями начальных классов и учителями-предметниками; Структура, сфера, динамика конфликта СтруктураСтруктура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, из взаимодействия объектов конфликта.Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия.Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.У большинства подростков возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится «быть взрослым», выделиться и утвердить своё «Я». Если вы хотите ему помочь, постарайтесь найти такую деятельность, в которой он сможет добиться успеха, проявить себя и получить признание. Объект конфликтаОбъект конфликта определить бывает непросто. Например нарушение дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростка его потребности в самоутверждении Динамика конфликтаДинамика конфликта складывается из трёх основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта –переведение его их плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно - деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряжённости между двумя учениками, дайте им обоим какое – либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда.Если конфликт всё же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие стороны исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция.У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов. Конфликты в детской среде. Пути их предупреждения и преодоления.В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течении длительного времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т.д. в классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Наиболее распространённые причины конфликтов в детской среде борьба за лидерство;ущемление достоинства или амбиций одного из детей;неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»;психологическая несовместимость;примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, провоцирует их на конфронтацию. Основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками:Специфика возрастной психологии;Характер их деятельности в школе - учеба;Изменения в социально-экономической обстановке. Способы выхода из конфликта ( по К. Томасу)Психологи К.Томас и Р. Килменн определили 5 стилей поведения в конфликтной ситуации:Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Уклонения характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.Приспособления предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.Сотрудничества является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров. ЯБЛОКО И ЧЕРВЯЧОК. Цель профилактики конфликтов Создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Что делать, чтобы конфликтов было меньше? создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей). оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов классных часов, методических объединений учителей: «Тренинг общения», «Все цвета, кроме черного» , «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д. Как действовать педагогу в ситуации конфликта между детьми ? Существует несколько стадий урегулирования конфликтов:1) Снятие эмоционального возбуждения2) Диалог3) ВзаимодействиеРассмотрим подробно наши действия на каждой стадии Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с учеником, родителем, коллегой. Какие приемы мы можем использовать в этом случае? Приемы, позволяющие адекватно воспринять оппонентане отвечайте на агрессию агрессией;не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом,ни взглядом;дайте возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешныхсоветов — ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения. Результат В результате перечисленных действий вам удалось убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта. Диалог Различают две стадии диалога:Способ налаживания коммуникации между оппонентамиСредство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.Каких правил во время диалога нужно придерживаться педагогу? Правила для педагога во время проведения диалогасоблюдайте такт, корректность по отношению к оппоненту. Этодолжен быть разговор равного с равным;не перебивайте без надобности, сначала слушайте, а потом говорите;не навязывайте свою точку зрения, ищите истину вместе;отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе;в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения;старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;не давайте готовых «рецептов» решения проблем, постарайтесь так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения. Результат Таким образом, в ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. Взаимодействие По сути, взаимодействие включает и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной (согласованной и несогласованной) деятельности и общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта. Результат В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля. Взаимодействие предполагает также дополнительные встречи, консультации, обмен мнениями и т. д. Действия педагога для разрешения конфликтов между учащимисяПрежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпустить пар». Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.Педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.После этого следует предложение конфликтующим найти выход: « Что будем делать?» Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы. Причины конфликта «ученик - учитель» Причины такого противостояния, с точки зрения учеников:оскорбления со стороны учителя;нетактичное поведение учителя;необъективность в оценке знаний;завышенные требования;выраженные симпатии и антипатии к отдельным ученикам. Ощущения и чувства, переживаемые учителем• раздражение; гнев;• возмущение;• общее ощущение дискомфорта;• головная боль;• боль в желудке и т.п. Примеры ситуаций, когда проблема принадлежит учителюученик царапает парту, школьники портят учебные пособия;некоторые учащиеся прерывают ваши объяснения, громко ссорятся на уроке; школьники сорят в классе;ученик постоянно опаздывает на урок и дезорганизует работу класса; Возможные пути разрешения конфликтаПервое — попытаться изменить поведение ученика.Второе — попытаться изменить среду, обстановку.Третье — попытаться изменить себя. Типичные замечания учителей1. Предписывающие замечания.2. Подавляющие замечания.3. Косвенные замечания. Предписывающие замечания1. Приказы. Команды. Указания.2. Предостережения. Угрозы (- Если ты будешь продолжать так вести себя …) 3. Нотации. Проповеди (-Ты бы лучше учился, а не…)4. Поучения.5. Советы. Предписания. Предписывающие замечания могут в лучшем случае вызвать внешние, сиюминутные изменения в поведении ученика. Подавляющие замечания1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление.2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.3. Интерпретация. Анализирование. Диагностирование.4. Положительная оценка 5. Ироничная поддержка, симпатизирование (- Я, конечно, понимаю, что скоро ваш любимый мультсериал, но занятия в школе заканчиваются в пять часов, не забывайте этого!).6. Допрашивание. Выспрашивание. Расследование. Независимо от того, каков будет эффект подавляющего замечания - это никак не повлияет на поведение ребенка, либо усвоится им как еще одно доказательство его неадекватности Косвенные замечаниявключают в себя насмешку, сарказм, поддразнивание, развлекающие замечания (- Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление! -Это когда же тебя назначили директором школы?) Подобные замечания являются более манипулятивными и единственный их эффект - приучение школьника к действиям «исподтишка». Последствия 1. Провоцируют сопротивление у школьников.2. Заставляют учеников чувствовать, что учитель считает их глупыми, абсолютно ни на что не способными.3. Показывают школьникам, что педагогу нет дела до их чувств, потребностей и мыслей.4. Заставляют учеников чувствовать вину, стыд, смущение.5. Снижают детскую самооценку.6. Активизируют самозащиту школьников.7. Провоцируют детский гнев и мстительность.8. Являются причиной пассивности учеников. Почему? Все замечания содержат скрытое сообщение «Ты - плохой». Оно подразумевается, но легко встраивается в любое замечание:- Перестань! (Команда). Раскодирование: Ты - плохой, потому что не понимаешь, что следует остановиться.- Лучше успокойся, а то... (Угроза). Раскодирование: Ты - плохой, так как не знаешь, что следует успокоится, и не понимаешь, что будет, если ты этого не сделаешь.-Следовало бы лучше знать! (Нотация). Раскодирование: Ты - плохой, потому что не понимаешь, что тебе следовало бы лучше знать.-Делай, как я сказала! (Предписание). Раскодирование: Ты – плохой, потому что сам не сможешь руководить собой, тогда делай, как я сказала. Ты ведешь себя как ребенок! (Обзывание). Раскодирование: Ты - плохой, до сих пор не смог повзрослеть. — Ты этого не знаешь, а пытаешься фантазировать. (Анализирование). Раскодирование: Ты настолько плохой, что даже этого не знаешь, да и сообразить не можешь.— Обычно ты такой хороший мальчик (Положительное оценивание). Раскодирование: Ты - плохой, не можешь быть все время хорошим мальчиком.-Я думаю, тебе будет лучше завтра. (Убеждение.). Раскодирование: Ты - плохой, даже не можешь чувствовать себя хорошо, возможно, завтра тебе и повезет. -Посмотрите, еще один Михаил Ломоносов! (Сарказм). Раскодирование: Ты - плохой, с непомерной самооценкой. Что же делать? Сообщить о том, что вы чувствуете по поводу поведения ученика. Переложить ответственность за происходящее на себя. Меня угнетает шум, который вы производите. Мне трудно работать, когда кто-нибудь пересаживается с места на место. Такие замечания предполагают ответственность ученика за его поведение. Кроме того, такие замечания не содержат негативной оценки личности ученика, что позволяет ему быть разумным и идти навстречу учителю. Построение трехчастного замечания Первая часть замечания должна содержать только описание фактов и ничего более. Эта часть всегда должна начинаться с «Когда», либо это «Когда» должно явно подразумеваться. Ведь вы отнюдь не все время огорчены поведением данного школьника, а только в определенных случаях. Вторая часть трехчастного замечания является, пожалуй, самой сложной. В ней описывается тот конкретный и ощутимый эффект, который будет иметь неприемлемое поведение школьника, указанное в первой части для учителя. - Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (значимый эффект)... - Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (значимый эффект)... Только в том случае, когда ребенок согласится с тем, что результаты его поведения действительно создают проблему для учителя, он получает основания для изменения своего поведения. Большей части детей, как мы уже говорили, необходимо удовлетворять свои потребности в признании и приятии, и учитель, как значимый взрослый, играет здесь существенную роль. Именно потребности в признании и приятии мотивируют школьников на изменение поведения. Попробуем создать трехчастное замечаниеСитуация: ученик высовывает ноги из-под парты. Наше замечание- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (безоценочное описание ситуации),
- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (безоценочное описание ситуации), я могу споткнуться о них (значимый эффект) А теперь добавим чувства, которые мы испытываем - Когда ты высовываешь ноги из-под парты (безоценочное описание ситуации), я могу споткнуться о них (значимый эффект) и я боюсь упасть и разбиться (чувства). Запоминает последовательность изложения замечанияПоведение – эффект – чувства Такая последовательность изложения сообщает школьнику, что чувства у нас возникают по отношению к возможному эффекту, но не к поведению ученика. Теперь ребенку не надо активизировать защитные средства. Это очень важный момент – перемещение проблемы из зоны принадлежности учителя в зону принадлежности ученика. Рассмотрение конфликтных ситуаций, анализ, решение и их осмысление. Способ релаксации Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и учеников, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств, важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации. Упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации В результате выполнения антистрессовых упражнений, восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечи­вающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее. Результаты анкетированияПеред семинаром я раздала вам тест «Конфликтный ли Вы человек?».Проверим себя. Поставьте плюс за ответ «ДА» в вопросах: 2, 5, 7, 8, 10, за ответ «НЕТ» в вопросах: 1, 3, 4, 6, 9. Подсчитайте количество плюсов и умножьте на 2. Ответы.От 4 до 10 баллов - человек достаточно гибок, но меняет отношения с трудом, скорее в лучшую сторону. Открыт для компромиссов, но прежде, чем установить дружеские отношения, изучает партнера.От 11 до 16 баллов – осторожен, подозрителен. Всегда ожидает конфликта, умеет управлять окружающими, но плохо ориентируется в психологии.От 17 - 20 баллов – человеку очень трудно ладить с людьми, для него конфликт – это образ жизни. Выводы.конфликт легче предупредить, чем завершить;в обществе нельзя жить без противоречий;Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов;Нужно научиться предотвращать конфликтыНужно уметь выйти из конфликта. Педагогическая профессия – одна из самых сложных на Земле (по причине сложности «материала», с которым работает учитель). Она отнимает много интеллектуальных и душевных сил, нервной энергии, времени. Поэтому в целях самосохранения постараемся всячески избегать конфликтов, если в их основе – не помеха делу, а лишь наши эмоции и оценки. Рефлексия.Посмотрим на наше “Дерево предсказаний”. Какие предсказания оправдались?Что мне понравилось?Что мне не понравилось?Где я мог бы применить полученные знания?Что бы я посоветовал? А теперь возьмемся за руки и передадим друг другу хорошие пожелания Спасибо за внимание!