Организация подвижных игр на прогулке в ДОУ


Автор: Рачева Татьяна Алексеевна Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКОУ ШР "НШДС№4" Населённый пункт: Иркутская область, г.Шелехов. Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Организация подвижных игр на прогулке" Дата публикации: 07.10.16.
Раздел: дошкольное образование
Организация подвижных игр на прогулке.
(консультация для воспитателей)
Нашу встречу хочется начать словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
План проведения деловой игры с педагогами.
1. Назовите степень подвижности игр. (подвижные, игры средней подвижности, игры малой подвижности).
2. Сколько п/игр должно планироваться в течение месяца? (15-20 подвижных игр, включая игры-эстафеты).
3. Сколько новых игр должно быть разучено в течение месяца? (4-5 новых игр, по одной раз в неделю, в зависимости от сложности).
4. Что входит в самостоятельную двигательную деятельность? (п/и., физ. упражнения, игры-эстафеты).
5. Какие условия необходимы для проведения организованной деятельности? (наличие пособий, оборудованного места педагога)
6. Какие приемы используются для организации подвижной игры с детьми младшего, старшего возраста?
7. Кто берет на себя исполнение главной роли в играх с детьми младшего возраста?
На прогулке должны планироваться подвижные игры разной степени подвижности – (подвижные, игры средней подвижности, игры малой подвижности). В течении месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр, включая игры-эстафеты. При этом разучено 4-5 новых игр, по одной раз в неделю, в зависимости от сложности.
Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста. Учитывается время года и погодные условия, место в режиме дня (динамичные в 1ю половину дня, во 2ю разные игры, но учитывать усталость и физическую нагрузку в течение дня), а также по желанию детей. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей. Если физкультурное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры в середине или конце прогулки, а в самом ее начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть. В остальные же дни организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности - (организация п/и., физ. упражнений, игр-эстафет).
Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Для этого должны быть созданы все условия – наличие пособий, оборудованное место.
Сбор детей на игру.  Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 35 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую 13 LINK "http://click01.begun.ru/click.jsp?url=RU4iciIpKCmTeqyUeZzSIDm5RZFDEwRDvW3R3WSdBof88sd20SjS0bCzhqhNFkhw4bi8i8cD46YfkDSjLHcmoe4qoCCn8NBWl5
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·14игрушку15 (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть. В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками наиболее активным детям собрать всех для игры. Собирать детей надо быстро (12 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Подвести к игре можно и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит воспитатель. Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?» 
Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей. Застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.
Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.
Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.
Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры.
Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.
Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.
Игры большой подвижности повторяются 34 раза, более спокойные 46 раз. Паузы между повторениями 0,30,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Также воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, способствует в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.
И так - в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
15