Методическая разработка занятия на тему Компьютеры вокруг нас

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине
«Английский язык» с применением инновационных технологий обучения

Тема занятия: «Компьютеры вокруг нас»
ФИО преподавателя: Коротченкова Надежда Владимировна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение cтудентом определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Образовательное учреждение должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться и уметь применять знания. Принцип активности в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Применение интерактивных технологий обучения способствует реализации концептуальных требований модернизации российского образования.
Ведущим принципом организации образовательного процесса по иностранному языку становится принцип формирования коммуникативных компетенций. Формирование коммуникативных компетенций студентов может происходить только в условиях комплексного подхода к обучению различным видам речевой деятельности. Аудирование, говорение, чтение и письмо должны образовывать в учебном процессе комплексное целое, имя которому – речевая деятельность. Причем каждый вид речевой деятельности не только способствует развитию других видов, но и служит их качественному совершенствованию. Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит студентов к использованию иностранного языка в реальной жизни. Применение мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала студентами. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка, способствует развитию тесного сотрудничества преподавателя и студентов.
В своей практике преподавания иностранного языка я применяю такие интерактивные технологии обучения, как кооперативное обучение и проектная деятельность. К данному занятию по теме «Компьютеры вокруг нас» студенты 4-го курса специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» были разделены на группы как для выполнения отдельных разноуровневых лексико-грамматических заданий во время урока, так и для разработки проектов в ходе подготовки к занятию. Темы проектных заданий были предложены самими студентами и обсуждены в группе, затем распределены роли между участниками группы и выбрана форма представления результатов проектной деятельности – мультимедийная презентация. Поисковая деятельность осуществлялась с использованием Интернет-ресурсов, а оформление результатов – с применением компьютерных технологий. Мультимедийная презентация результатов стала основной частью урока. При подведении итогов студенты отдают свои «голоса» той презентации, которая их заинтересовала больше всего и была представлена наиболее ярко. Выполнение и презентация проектов дает возможность студентам с разным уровнем владения языком выступить и высказаться по своей теме, что способствует развитию у студентов познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности. Кроме того, обращение к источникам, расположенным в сети Интернет, и использование современных компьютерных технологий способствует формированию профессиональной компетенции, функциональной грамотности, что особенно актуально для будущих специалистов в области вычислительной техники и информационных технологий.
Методическая цель: внедрение инновационных технологий обучения студентов.
Тип занятия: урок закрепления и применения знаний, умений и навыков.
Вид занятия: практическое занятие.
Технологии обучения: технология кооперативного обучения, ИКТ
Методы и приемы обучения: работа в малых группах; проектная деятельность.
Цели занятия:
Образовательные цели: активизация лексического материала по теме «Computers» в устной речи студентов; тренировка умения постановки вопросов и ответов на них; практика чтения и перевода профессионально-ориентированного текста; повторение грамматического материал по пройденным темам. Формирование коммуникативных умений и речевых навыков, обеспечивающих устно-речевое общение в рамках заданной ситуации; обучение восприятию иноязычной речи на слух; формирование профессиональных компетенций будущего специалиста.
Развивающие цели: развитие навыков монологической речи; развитие навыков аудирования; развитие навыков работы в малых группах и парах; раскрытие и развитие творческого потенциала студентов; развитие ассоциативного восприятия реалий современной жизни; развитие языковой догадки; развитие функциональной грамотности; развитие коммуникабельности в общении со сверстниками.
Воспитательные цели: привитие интереса к будущей профессии через изучение иностранного языка; воспитание толерантного отношения и умения уважать чужое мнение; воспитание командного духа и корректного поведения в работе над общим проектом; сплочение коллектива.
Формируемые компетенции:
Учебно-познавательные компетенции – формирование коммуникативных умений и речевых навыков; развитие познавательной активности средствами иностранного языка.
Коммуникативные компетенции –
Лингвистические: совершенствование слухо-произносительных и лексико-грамматических навыков; владение речевыми умениями в чтении, говорении, аудировании и письме; умение понимать смысловые отрезки речи, организованные в соответствии с нормами английского языка; совершенствование монологической речи на основе прослушанного и прочитанного; умение составлять грамматически правильные синтаксические конструкции.
Социолингвистические: способность выбирать адекватные языковые формы и средства в зависимости от ситуации общения.
Социокультурные: владение нормами речевого этикета английского языка, умение понимать и использовать их в процессе общения.
Информационные компетенции – самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации для создания, презентации и защиты мини-проектов.
Профессиональные компетенции – владение профессиональной компьютерной терминологией, владение компьютерными технологиями.
Культороведческие компетенции – владение компьютерной грамотностью как необходимое условие успешности и профессионального роста; осознание современной реалии – глобальной компьютеризации общества.
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, видеофильм, раздаточный материал.
Литература:
Основная: И.П. Агабекян «Английский для средних профессиональных заведений», Ростов-на-Дону, Феникс, 2008г.
Дополнительная:
В.А. Радовель, Основы компьютерной грамотности. Учебное пособие, Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
К.Н. Поливанова, Проектная деятельность школьников, М.: Просвещение, 2008

Ход занятия
Время
(минуты)
1
3
7
10
15
9

№ элемента
1
2
3
4
5
6


Организационный этап.
Good morning, students and our guests! We have an unusual lesson today. We must demonstrate your knowledge, skills, your creative abilities and professional competence. We try to do that in a friendly way and in high spirits. I hope our interaction will be interesting and useful for all us. I wish you good luck.
Добрый день, друзья! Сегодня у нас не обычный урок, а урок-демонстрация ваших знаний, умений и навыков, творческих способностей и профессиональных компетенций. Мы попробуем сделать это дружно и с хорошим настроением, и наше взаимодействие будет интересным и полезным для всех нас. Я желаю вам удачи.

Формулировка темы и целей занятия. Фонетическая зарядка.
1. Let’s start the conversation. And first try to guess what it is:
Who helps me study and translate?
And with my friends communicate?
Who always is my own tutor?
It is my personal computer!
I always know what to see
On my dear smart PC.

2. So the topic of our lesson is COMPUTERS AROUND US. (Тема нашего занятия «Компьютеры вокруг нас)»
What do you think we are going to speak today? (Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить с вами?)
Questions:
1. What is a computer and why do we use it?
2. What are advantages and disadvantages of using a computer?
3. What is the role of computers in everyday life?

3. Now answer my questions:
Have you got a computer?
Can you operate a computer?

You can operate a computer too, can’t you?
How often do you use a computer?

How many hours do you spend in front of the monitor?
What do you do operating the computer?
У тебя есть компьютер?
Умеешь ли ты пользоваться компьютером?
Ты тоже умеешь пользоваться компьютером, не так ли?
Как часто ты пользуешься компьютером?
Сколько времени ты проводишь за компьютером?
Что ты обычно делаешь с помощью компьютера?

Thank you! and I see that students of your group are active computer users.


Активизация лексико-грамматического материала.
1. Now let’s revise our active vocabulary. One reads the words and the other translates them. (Один студент читает слова, другой переводит)
2. You are divided into groups. Each group now does the task. (Студенты разделены на группы. Каждая группа выполняет отдельное задание. По окончанию работы каждая группа отчитывается о результатах выполнения задания)

Задание для группы №1.
Which of the following is input hardware, output hardware, storage hardware, processing hardware?
Разделите предложенный лексический материал по группам: устройства ввода/вывода данных, хранения данных и программного обеспечения.
Keyboard, mouse, scanner, printer, central processing unit, microphone, WEB-camera, hard disk, floppy disk, CD-ROM, monitor, modem, memory
input hardware
output hardware
storage hardware
processing hardware







Студенты распределяют предложенную лексику по семантическим группам и зачитывают результаты работы.

Задание для группы №2.
Match the words with their meanings.
Найдите соответствие между понятием и его описанием.
Computer
a global system of interconnected computer networks

Software
a device composing a computer system

Hardware
a set of programs that controls the way a computer works and runs other programs

Operating system
a device for processing information

Internet
programs that tell the hardware how to perform the task


Студенты с помощью стрелок находят соответствия, поочерёдно зачитывают и переводят полученные предложения.

Задание для группы №3
So let’s remember the advantages and disadvantages of using a computer and the Internet. Divide these sentences into two groups.

People are getting too dependent on computers.
It helps in doing homework.
It saves time in information search
You can study on-line.
You forget about time when you play games
Many people become nervous when they play violent games on a computer
Computers replace seeing your friends
We can keep all work made by us in the digital form and change it

For
Against






IV. Аудирование
1. Просмотр видеороликов, подготовленных студентами.
Now we are going to watch and listen to the students of your group talking about computers and computer technologies. Tick (() the statements are true.
Посмотрите и послушайте, что говорят студенты вашей группы и колледжа о компьютерах и компьютерных технологиях. Отметьте галочкой утверждения, соответствующие высказываниям.

Карточка-задание №1.
Computers save a lot of time.
Parents bought her a computer when she was in the 13 QUOTE 1415 form.
It is faster to send letters than to send e-mail messages.
Computer industry comprises all spheres of our life.
Computers don’t do much work for us.
Some people have met over the Internet.
No business now is possible without computers.
E-mail is the most popular Internet service.
You shouldn’t spend too much time at your computer because it is bad for your eyesight.

Студенты «по цепочке» зачитывают выбранные варианты ответов.

2. Контроль восприятия материала видеороликов. Фронтальная работа.
A) Listen again and write the names of members of talking.
Послушайте еще раз и впишите имена участников сюжетов.

Карточка-задание №2.
_______ she was always good in physics and informatics
_______ it’s much faster and easier to surf the Internet than go to the library
________ chatting in the Internet is not the same as a face-to-face talk
________ computer industry is developing very fast
________ e-mail is a great invention too
________ most of the people use the Internet only for sending and receiving
e-mail-messages.

Студенты вписывают имена участников сюжетов.

3. Подведение итогов аудирования.
Whose of opinions do you agree with? Whose do you disagree with?
I agree with I think that ..
I disagree with .. I don’t think that.
С чьим мнением вы согласны, а с чьим – нет.
Студентам предлагается высказать свое мнение по поводу полученной информации на этапе аудирования.

V. Презентация мини-проектов.
Вступление к презентации.
What association do you have when you hear «Computer»?




Студентам предлагается составить ассоциативную диаграмму к понятию «Компьютер».
Презентация проектов студентами:
«Creation of computers» («Создание компьютеров»).
«From the history of the Internet» («Из истории Интернета»).
«Social networks» («Социальные сети»).
3. Контроль понимания (выполнение тестовых заданий)

VI. Заключительный этап.
1. Задание на дом:
Приготовить на английском языке презентацию на тему «Мой компьютер», используя профессионально-ориентированную лексику урока.
2. Подведение итогов. Рефлексия
3. Выставление оценок

Computer



15