Рабочая программа по внеурочной деятельности фольклорный кружок Кукушата.1-4 классы , КТП 2 класс.


МКОУ Р.-Буйловская СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности
по «художественно - эстетическому» направлению
«Фольклорный кружок» «Кукушата»
Составитель: учитель начальных классов Малыхина И.О.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
«Фольклорный кружок» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, способствует эффективному решению большого спектра задач художественно-эстетического развития учащихся: общего музыкально-эстетического развития и художественно-творческих способностей; воспитанию любви и интереса к культурным достижениям своего народа, активному приобщению детей к фольклорным источникам; привитию чувства национальной гордости и патриотизма, толерантности и уважения к культурам других народов.
Настоящая дополнительная образовательная программа составлена на основе авторской программы Л.Л. Куприяновой «Русский Фольклор» (М: «Мнемозина» , 2008 г.), рекомендованной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах. Программа предназначена для 1-4 классов общеобразовательной школы и представляет собой начальный курс приобщения к русскому фольклору. Предложенный автором материал в игровой форме знакомит с русским народным творчеством, доступным для освоения детьми, развивает творческие способности младших школьников, воспитывает интерес и любовь к фольклору своего народа.
Актуальность программы. Исключительная роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – все это способствует воспитанию чувства осознания Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов. Освоение фольклорного материала формирует представления обучаемых о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, помогает активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Естественность и органичность звуковой палитры народныхпопевок дают возможность достаточно быстро наладить координацию голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком, эмоционально ярком произнесении, пропевании народно - поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру, постепенно формируют культуру чувств. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать и в конечном счете освоить национальный характер самовыражения.
Новизна программы прослеживается в применении системно – деятельностного подхода при подаче материала.
Согласно программе в 1 классе постепенно формируется детский коллектив, начинающий делать совместные шаги в мире игры, песни, сказки, загадки. При этом каждый ребенок, не теряя своей индивидуальности, учится действовать соответственно общепринятым коллективным правилам. В 1 классе закладываются начальные знания традиционной народной культуры, формируются и закрепляются простейшие исполнительско-творческие навыки.
Во 2 классе происходит расширение круга представлений учащихся о народных традициях. Выявляются самые общие признаки песенных вариантов. Развиваются коллективные и индивидуальные формы исполнения и творческих действий.
В 3 классе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца и инструментальной музыки, находящему свое отражение в эмоционально-чувственном строе осваиваемого материала. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.
В 4 классе даются самые общие представления об основных средствах выразительности родного музыкального, музыкально-поэтического и музыкально-пластического языка. В центре внимания — ритм и ритмоинтонации, диалектные, тембровые и эмоционально-энергетические особенности традиционной исполнительской культуры. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности младших школьников.
Цель программы — художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
Задачи курса следующие:
дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;
на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика;
— на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка.
Объём программы: занятия 1 раз в неделю. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1- 4 классов. Продолжительность занятия – 45 минут.
Организация занятий. Занятия проводятся с интенсивным наполнением различными учебно-игровыми формами. В основе — пение с игровыми действиями или простейшими элементами народной хореографии. Речевые и вокально-речевые упражнения сменяются рассказом учителя, ответами учеников на вопросы, их высказываниями на обсуждаемую тему. Выполняются различного рода задания, позволяющие усвоить и закрепить осваиваемый материал, причем разучивание нового сочетается с обязательным, многократным, по возможности варьированным повторением пройденного. Необходимы также тематические просмотры диапозитивов, репродукций, альбомов, фотографий, прослушивание аудиозаписей народной музыки, просмотр специальных видеопрограмм. Прекрасным дополнением является посещение выставок народного костюма и народно-художественных промыслов, этнографических музеев, встречи с исполнителями народных песен и наигрышей — подлинными хранителями исконных традиций.
В результате освоения программы «Русский фольклор»
К концу первого года обучающиеся должны знать: несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок, докучную сказку, молчанку, перевертыши;
уметь: выразительно петь простейшие песенки; выразительно, активно и без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные ритмотексты; рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря.
К концу второго года обучающиеся должны знать:о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; об основных календарных осенних, зимних и весенних праздниках; несколько народных песен, игр, закличек, считалок, загадок, колыбельных, пословиц, поговорок, докучных сказок, перевертышей;
уметь: организовать игру, применить считалку, загадку ;выразительно петь пройденные песни и отличать их варианты, предложенные учителем; рассказывать о народных праздниках и о календарных приметах.
К концу третьего года обучающиеся должны знать: основные праздники народного календаря; заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки-прибаутки, небылицы, скороговорки;
уметь:исполнять пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты;выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;выразительно декламировать;играть на простейших народных инструментах;рассказывать о своих впечатлениях от пройденного материала.
К концу четвёртого года обучающиеся должны знать:пройденный фольклорный материал;уметь: исполнить песню, закличку, плясовую, хороводную с соответствующим движением, в случае необходимости с простейшим инструментальным сопровождением;применить пословицу, поговорку, считалку, загадку, прибаутку и т. д.;сочинить варианты к знакомым напевам и инструментальным наигрышам.
Содержание курса.
Содержание курса Кол - во часов Характеристика деятельности учащихся
1 КЛАСС (33 ч)
«Сентябрь — румянец осени» 4 ч. Знать приметы сентября. Уметь исполнять песенки-игры. Знать загадки, считалки, пословицы и поговорки.
Октябрь — листопад, грязник, под зимник 4 ч. Знать приметы октября, загадки, считалки, пословицы и поговорки, молчанки, скороговорки. Уметь исполнять игровой хоровод, плясовые песни.
«Ноябрь — листогной, ворота зимы» 3 ч. Знать приметы ноября, загадки, пословицы и поговорки. Уметь исполнять песню-игру, песни – заклички,игровой хоровод.
«Декабрь — стужайло, хмурень, шапка зимы» 4 ч. Знать приметы декабря, пословицы и поговорки, загадки, колыбельные, считалки, скороговорки. Уметь исполнять песню-игру, плясовые песни, заклички, колядки. Знать что такое зимние поздравительные обходы.
«Январь — снеговик, трескун, году — начало, зиме — середка» 2 ч. Знать приметы января, пословицы и поговорки, зимние сказки, загадки. Уметь исполнять песни -игры.
«Февраль — лютый, снежень, кривые дороги» 4 ч. Знать приметы февраля, пословицы и поговорки, считалки. Иметь представление о празднике масленица. Знать масленичные песни, загадки, игры.
«Март — протальник, предвесенье» 3 ч. Знать приметы марта, загадки, пословицы и поговорки. Уметь исполнять весенние заклички, скороговорки, песни-игры.
«Апрель — снегогон, водолей, первоцвет» 4 ч. Знать приметы апреля, пословицы и поговорки, весенние заклички, молчанки, считалки. Знать что такое весенние поздравительные обходы.
«Май — травень, цветень» 4 ч. Знать приметы мая, пословицы и поговорки, величальные песни, загадки, заклички, считалки. Уметь исполнять песни-игры.
Урок – концерт. 2 КЛАСС (34 ч)
«Мир фольклора — мир народной мудрости» 1 ч. Знать сенние песни -заклички. Повторение любимых песен, игр, считалок,загадок.
«Осень — перемен восемь» 8 ч. Встреча осени. Знать осенние приметы, песни, игры, сказки,пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки.
«Здравствуй, гостья Зима!» 8 ч. Предзимье и его приметы. Знать зимние заклички, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Уметь исполнять песни, игры, хороводы, колыбельные, колядки.
«Не пугай, зима, весна придет!» 10 ч. Знать зимние приметы, святочные игры, песни, зимние забавы и заклички, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки. Иметь представление о празднике Масленица. Знать масленские песни, весенние заклички, игры.
«Весна-красна нам добра принесла!» 7 ч. Знать приметы весны. Уметь исполнять хороводные, трудовые песни. Знать песни-игры, загадки, считалки, пословицы и поговорки, скороговорки.
Урок – концерт. 1ч. 3 КЛАСС (34ч)
«Где песня льется, там легче живется» 9 ч. Знать осенние приметы, песни осенних трудовых обрядов. Знать народные инструменты. Знать свадебные игры, игровые хороводы, плясовые песни, пословицы и поговорки, загадки.скороговорки.
«Беседа дорогу коротает, а песня — работу» 3 ч. Знать приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни. Игры. Загадки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Народные инструменты.
«Были бы песни — будут и пляски» 5 ч. Знать зимние приметы. Песни-игры. Народные инструменты. Загадки. Шутки-прибаутки и небылицы. Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам.
«Куда запевала, туда и подголоски» 6 ч. Зимние приметы. Зимние Святки. Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шутки-прибаутки. Небылицы. Скороговорки. Пословицы и поговорки. Народные инструменты.
«Добро того учит, кто слушает» 4 ч. Знать приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Народные инструменты.
«Все в свой прок» 7 ч. Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички. Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни.
Урок – концерт. 1 ч. 4 КЛАСС (34ч)
«Всему свое время» 9 ч. Время и ритм в народных песнях и танцах. Календарные. Хороводные. Плясовые. Колыбельные. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Приметы народного календаря.
«Песня поется не как придется, а надо лад знать» 8 ч. Характерные интонации песен различных регионов России: Западного, Южного, Урала, Сибири, Севера, Центрального, Поволжья. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.
«Какова песня, таковы и слова» 10 ч. Песни святочного гадания. Хороводные. Игровые. Свадебные. Колыбельные. Лирические. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.
«Какова погудка — такова и пляска» 7 ч. Инструментальные наигрыши и пляски. Хороводные. Плясовые. Строевые. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ Тема занятий Дата Кол-во
часов Описание примерного содержания занятий Форма занятий Дата
1. Мир фольклора – мир народной мудрости. 1 Повторение любимых песен, игр, считалок. Беседа, пение песен. Осень – перемен восемь (8 часов) 2. Встреча осени. Осенние приметы. 1 Осенний народный календарь. Беседа, пение песен. 3. Осенние песни – заклички. Сентябрь. 1 Календарные праздники сентября. Беседа, пение песен. 4. Песни. 1 Русские народные песни об осени. Пение песен ,инсценирование песен. 5. Игры. 1 Русские народные песни – игры. Беседа, разучивание песен, игр. 6. Октябрь. Сказки. 1 Календарные праздники октября. Беседа, пение песен. 7. Пословицы. Поговорки. 1 Русские народные пословицы и поговорки. Беседа, разучивание пословиц и поговорок. 8. Загадки. Считалки. 1 Русские народные загадки и считалки. Беседа, разучивание загадок, считалок. 9. Считалки. Скороговорки. 1 Русские народные считалки и скороговорки. Беседа, пение песен. Здравствуй, гостья Зима! (8 часов) 10. Предзимье и его приметы. Ноябрь. 1 Календарные праздники ноября. Беседа, пение песен. 11. Зимние заклички. 1 Русские народные заклички. Беседа, разучивание закличек. 12. Величальные песни. 1 Разучивание величальных песен. Беседа, разучивание величальных песен. 13. Декабрь. Колыбельные песни. 1 Календарные праздники декабря. Колыбельные песни. Беседа, разучивание колыбельных песен. 14. Хороводы. 1 Разучивание хороводных песен. Беседа, пение хороводных песен. 15. Игры. 1 Разучивание русских народных игр. Беседа, разучивание народных игр. 16. Разыгрываем сказку. 1 Сказка «Репка» Беседа, театрализация народной сказки. 17. Подготовка к зимним святкам. Колядки. 1 Разучивание колядок. Беседа, пение колядок. Не пугай, зима, весна придет! (10 ч) 18. Зимние приметы. Январь. 1 Календарь народных праздников января. Беседа, пение песен. 19. Святочные игры. 1 Святочные песни, колядки. Беседа, пение колядок. 20. Забавы и заклички. 1 Святочные забавы. Разучивание закличек. Беседа, разучивание закличек. 21. Народный календарь – февраль. Песни. 1 Календарные праздники февраля. Беседа, пение песен. 22. Масленица. Масленские песни. 1 Праздник масленицы, пение масленских песен. Беседа, пение песен. 23. Народный календарь – март. Предвесенье. 1 Календарные праздники марта. Весенние заклички. Беседа, пение весеннихзакличек. 24. Трудовые припевки. 1 Знакомство с трудовыми песнями. Беседа, пение трудовых песен. 25. – 26. Разыгрываем песню. 2 Песня «Дома ли,кума, воробей?» Театрализация песни. 27. Весенние песни, игры, заклички. 1 Пение весенних песен, закличек. Беседа, пение песен. Весна – красна нам добра принесла. (7 ч) 28. Народный календарь – апрель. Приметы весны. 1 Знакомство с приметами весны. Календарные праздники апреля. Беседа, пение песен. 29. Хороводы. 1 Знакомство с хороводными песнями. Беседа, пение песен. 30. Разыгрываем песню. 1 Песня «Кострома» Театрализация песни. 31. Трудовые песни. 1 Пение трудовых песен. Беседа, пение песен. 32. Народный календарь – май. Считалки. 1 Календарные праздники мая. Беседа, разучивание считалок. 33. Песни и загадки о берёзе. 1 Разучивание песен и загадок о берёзе. Беседа, пение песен. 34. Народный календарь – июнь, июль, август. 1 Календарные праздники лета. Обобщающий урок. Беседа. Урок – концерт. Перечень информационно – методического обеспечения.
Печатные пособия:
1.Программно – методические материалы 1 – 4 класс. «Русский фольклор» Л.Л. Куприянова – «Мнемозина», 2008.
2. Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» учебник для 1 класса – «Мнемозина»,2008.
3.Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» учебник для 2 класса – «Мнемозина»,2008.
4.Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» учебник для 3 класса – «Мнемозина»,2012.
5. Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» учебник для 4 класса – «Мнемозина»,2012.
Оборудование:
Компьютер
Телевизор
Музыкальный центр.
Предполагаемая результативность курса.
По окончании курса ребенок должен
Знать: разнообразие жанров музыкального фольклора.
Уметь: петь чисто и слаженно в унисон, артистично и выразительно выступать на праздниках.
Научиться: ансамблевому пению, коллективному творчеству, элементам народной хореографии, самостоятельно провести народную игру, ориентироваться в пространстве (пластика).