Программа элективного курса по физической культуре История Олимпийский игр для 9-11 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 г. Хабаровска



«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании МО Зам. директора по УВР Педсовет протокол № 1
протокол № 1 _______Антипова Л.В. от 29 августа 2013 г.
от 28 августа 2013 г. 28 августа 2013 г. Председатель педсовета
Руководитель МО Скоробогатый В.Н.
Жданова С.А. _________________
________________





АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса предпрофильной подготовки
учащихся 9-11 классов.


«История и современность Олимпийских игр»







Составила программу
учитель физической культуры
Жданова С.А.





г. Хабаровск
2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Олимпийские игры – одно из самых значительных событий нашего времени. Оно объединяет все страны и континенты, людей всех рас и национальностей.

С древних времен во время проведения Олимпийских игр прекращались вражда и войны между государствами, а нередко, благодаря этому временному перемирию, прекращались вовсе.

И сегодня Олимпийские игры являются не только праздником спорта, но
и инструментом сохранения мира и укрепления дружбы среди народов Земли.

В программе по данному курсу учитываются цели и задачи основной школьной программы по курсу физическая культура. Особую актуальность приобретают межпредметные связи при изучении разделов программы по истории возникновения античных и современных олимпийских игр и их героями, понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.

Особенность данного курса заключается в том, что школьники познакомятся с известными на весь мир спортсменами-олимпийцами, олимпийскими законами честности и благородства в спорте и в жизни, с теми незаменимыми ценностями здорового тела и духа, которые дарит спорт современному человеку. Ведь узнать о спорте – значит полюбить его, захотеть самому стать сильным, ловким, быстрым, выносливым.

Учебный материал программы предусматривает занятия 1 раза в неделю по 1 часу, всего 34 часа за год. Программа предназначена для учащихся 9-11-х классов и делится на три раздела:
Физическая культура Античной Греции и стран Древнего востока.
Олимпийская идея и осуществление ее в различных частях света.
Олимпизм – философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Приобретение знаний об олимпийском движении
в мире и в нашей стране. Приобщение молодежи
к олимпизму – философии жизни, объединяющей
в единое целое достоинства тела, воли и разума.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1. Ознакомить с историей Олимпийских игр.
2. Пропаганда олимпизма, его правил,
традиций, философии.
3. Воспитание патриотизма к своей стране
через олимпийскую славу отечественного
спорта.
4. Гармоничное развитие физических
и интеллектуальных способностей.


Основы знаний: в результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
особенности зарождения физической культуры, историю первых олимпийских игр.
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека.
цель и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире.
влияние на развитие массовой физической культуры спорта высших достижений.
значение в развитие сотрудничества и дружбы между народами международного и национальных олимпийских комитетов.
Используемые педагогические технологии:
Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).
Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).
Технология использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска).
Информационные компьютерные технологии (использование на занятиях информации из источников в Интернете, с помощью компьютерных программ составление перспективных планов по развитию олимпийского движения в России.)




Содержательная часть программы:

Раздел I. Физическая культура Античной Греции и стран Древнего
востока.

История возникновения Олимпийских игр. (3 часа)
Легенды и мифы в истории возникновения Олимпийских игр.
Единственный способ выживания в Древности – крепкое здоровье.
Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага и осуществляли культурный обмен между враждующими государствами.
Спорт как способ возвышения, облагораживания души, умственного, эстетического и нравственного развития.

Первый чемпион Олимпийских игр. (2 часа)
776 год до н.э. – начало истории олимпийского движения.
Короибос – атлет из города-полиса Элиды.
Олимпийцы – только греки по происхождению, только свободные люди, только мужчины.
Никто не имел права вступать на территорию Олимпии с оружием.
Элланодики – судьи и распорядители Игр.
самый трудный и самый популярный вид состязаний.
Участие детей в играх.
Клятва участников Игр перед открытием.
Олимпионики – победители соревнований – Милон, Диагора, Леонидас.
Запрет проведения Олимпийских игр на 15 столетий.

Раздел II. Олимпийская идея и осуществление ее в различных
частях света.

Пьер де Кубертен – основатель Олимпийских игр современности. (2 часа)
Доклад Пьера де Кубертена в Сорбонне о возрождении Олимпийский игр.
Создание Международного олимпийского комитета – одна из важнейших идей олимпизма.
«Ода спорту».
А.Д.Бутовский – первый россиянин в МОК.
Первый президент МОК – Деметриус Викелас – представитель Греции.
Открытие первых Олимпийских игр современности в Афинах.
Олимпийские игры – достояние земной цивилизации.



4. Развитие Олимпийского движения. (2 часа)
20 век – век, потрясший мир, преобразивший всю жизнь земного шара.
Международный, интернациональный характер Игр.
Рост количества стран-участников от Олимпиады к Олимпиаде.
Популяризация олимпийского движения в мире.
Строгие принципы Олимпийского движения.
«Странные состязания» первых Олимпийских игр.

5. Россия олимпийская. (2 часа)
Неучастие российских спортсменов в первых трех Олимпиадах.
Успех наших олимпийцев на IV Играх в Лондоне.
Создание Российского олимпийского комитета (РОК).
Покровительство Николая II над российскими спортсменами.
Необходимость отборочных соревнований привело к созданию Всероссийских олимпиад.
Игры, в которых не участвовала наша страна.

6. Вновь в олимпийской семье. (2 часа)
Рост интереса к спорту в нашей стране в послевоенные годы.
СССР – полноправный член олимпийской семьи: создание Олимпийского комитета в 1951 году.
Дебют советских спортсменов на XV Олимпиаде в 1952 году.
Нина Пономаренко (Ромашкова) – первый олимпийский чемпион в истории спорта СССР.
СССР – один из мировых лидеров в олимпийском спорте.
Лариса Латынина – рекордсменка Игр по числу завоеванных наград (18!).

Московские Олимпийские игры. (2 часа)
Угроза отмены Игр в Москве – политика не должна мешать спорту!
Отказ США, ФРГ, Японии и других стран от участия в Олимпиаде.
Наша команда – сильнейшая.
Успешное проведение Олимпийский Игр.

8. Зимние Олимпийские Игры. (3 часа)
Международная спортивная неделя по случаю VIII Олимпиады стала I Олимпийскими зимними Играми.
Хоккей включен в программу Олимпийских Игр (1928 г.).
Победа канадских хоккеистов на III зимней Олимпиаде.
Сборная Великобритании – герой Игр.
Советские спортсмены впервые принимаю участие в олимпийских
состязаниях и побеждают!
Победы наших хоккеистов в зимних Олимпиадах.
Успехи сборной по конькобежному спорту.
Советские биатлонисты «набирают обороты».
Король лыжни – Николай Зимятов.
Сенсация в соревнованиях по санному спорту – Вера Зозуля.
Мужская сборная по биатлону – 6-кратный олимпийский чемпион.

Раздел III. Олимпизм – философия жизни, возвышающая
и объединяющая в сбалансированное целое достоинства
тела, воли и разума.

Принципы, традиции, правила олимпийского движения. (2 часа)
Олимпийская хартия – свод законов олимпийского движения.
Что такое олимпизм?
Символ, девиз, эмблема, флаг, огонь, клятва, талисман, награды олимпийского движения.
Как проводятся Олимпийские Игры. Церемония открытия и закрытия.

Как построено олимпийское движение. (2 часа)
«Никакой дискриминации в спорте!..»
Движение, объединяющее миллионы людей.
Цель олимпийского движения.

Международный Олимпийский Комитет. (2 часа)
Цели и задачи МОК.
Клятва членов МОК.
Высший орган МОК.
Полномочия Сессии МОК.
Президент и вице-президент МОК.

Международные и национальные федерации. (2 часа)
Роль федераций в олимпийском движении и из задачи.
Состав международной спортивной федерации.

Национальные олимпийские комитеты. (2 часа)
Задачи НОК.
Права и обязанности НОК.
Состав НОК.
Развитие НОК в нашей стране.

Движение Фейр Плэй. (2 часа)
Принципы ФП.
Награды ФП. Кому они присуждаются?

XXX Олимпийские игры 2012 года в Лондоне. (2 часа)
Рекорды игр.
Медальный зачет.
Российские олимпийские чемпионы.
Дальневосточные олимпийцы. (2 часа)
Ими гордится Хабаровский край.
Победы хабаровских чемпионов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Дата
проведения

1.
История возникновения Олимпийских игр.
3


2.
Первый чемпион Олимпийских игр.
2



3.
Пьер де Кубертен – основатель Олимпийских игр Современности.
2


4.
Развитие Олимпийского движения.
2


5.
Россия олимпийская.
2


6.
Вновь в олимпийской семье.
2


7.
Московские Олимпийские игры.
2


8.
Зимние Олимпийские игры.
3


9.
Принципы, традиции, правила олимпийского движения.
2


10.
Как построено олимпийское движение.
2


11.
Международный олимпийский комитет.
2


12.
Международные и национальные федерации.
2


13.
Национальные олимпийские комитеты.
2


14.
Движение «Фейр Плэй».
2


15.
Олимпийские игры 2004 года в Афинах.
2


16.
Дальневосточные олимпийцы.
2



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты. Авторы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Издательство: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2008.
Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие. /В.С.Родиченко и др. – М.: Физкультура и спорт, 2010.
Игры, угодные богам. И.И. Куренной. Издательство: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2010.
Штейнбах В.Л. Большая олимпийская энциклопедия: В 2 т. М.: Олимпия Пресс, 2006.
Интернет-ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://olimp-history.ru/
15