Ученическое самоуправление как составная часть государственно-общественного управления государственного учреждения

Ученическое самоуправление как составная часть государственно-общественного управления государственного учреждения
Г.Р. Байдавлетова,
заместитель директора по ВР
МОБУ лицей № 4 г. Баймака
Республика Башкортостан
Согласно концепции модернизации российской системы образования, необходимо расширять субъективность участников образовательного процесса, и поэтому педагогический коллектив школы рассматривает ученическое самоуправление как составную часть государственно-общественного управления образовательного учреждения.
Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, т.е. ответственным, самостоятельным, активным членом общества. Но как же научиться предъявлять, отстаивать свое мнение маленького гражданина. Школьное самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Они, прежде всего, имеют возможность саморазвития, самовоспитания, имеют возможность формирования гражданской позиции!
Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Так речь идет о проведении воспитательной работы в условиях педагогического учебного заведения, то смысл ее состоит в том, чтобы способствовать формированию у каждого человека учащегося опыта и умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе.
Педагогический коллектив нашей школы на протяжении последних лет уделяет особое внимание развитию ученическому самоуправлению в школьном коллективе. Цель ученического самоуправления: создание условий для развития лидерских качеств, самореализации и социализации учащихся. Задачи: построить структуру ученического самоуправления, где вовлеченность учащихся в управление была бы максимальной; определить права и полномочия каждого структурного компонента; создать систему обучения органов ученического самоуправления; обеспечить необходимую материально-техническую, психолого-педагогическую и методическую поддержку органам ученического самоуправления.
Особое место в структуре самоуправления занимает общешкольная конференция – высший орган детской власти. Она решает приоритетные вопросы жизни школьного коллектива, формирует общественное мнение, ответственное отношение к труду, сплачивает коллектив.
Основные принципы жизнедеятельности организации: сами планируем дела, сами организуем, сами проводим, сами подводим итоги. Мониторинг, проводимый среди старшеклассников школы, имеющих опыт работы в ученическом самоуправлении, свидетельствуют о наличии у них управленческого умения, творческого подхода к любой деятельности; конструктивности общения, самоопределения. К числу таких ученических сообществ в нашей школе можно отнести Совет старшеклассников, который объединяет в себя добровольческое объединение волонтеров «ЗОЖ», детскую общественную организацию «Алые паруса», отряд ЮИД.
Реализация программы «Лидер» способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими «гражданских знаний и умений» в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими, давать оценку всех сторон жизни общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями, использовать различные способы участия в управлении государством.
В школе существует опыт использования игрового способа формирования органов самоуправления: в начале каждого учебного года проходит избирательная кампания по выборам президента школьного ученического самоуправления и Школьного ученического совета. Наши учащиеся активно участвуют в конкурсе «Лидер», в районных и городских сборах актива ученического самоуправления, в работе школы актива, в городских акциях, проводимых Центром детского творчества, отдела молодежи при районной администрации. Неотъемлемым условием идейно-нравственного воспитания учащихся является развитие чувства сострадания, желание защитить тех, кто нуждается в помощи. При активном участии центра самоуправления «Забота, порядок» организуются акции «Милосердие» для детей сирот, детям из малообеспеченных семей, оказывается помощь престарелым и ветеранам ВОВ, ветеранам образования. Центр «Здоровье и спорт», волонтерское движение, культмассовый центр способствуют организации мероприятий, направленных на приобщение учащихся к здоровому образу жизни, развитию таланта и творчества одаренной молодежи, воспитанию активной жизненной позиции, способствует формированию коммуникативных навыков и умений. В рамках клуба «Патриот» проходят интересные мероприятия, дающие возможность проявить инициативу и творчество учащимся. Участники детско-научного общества выступают на конференциях и семинарах, что способствует развитию исследовательских навыков и умений учащихся; и занимают места в республиканских, районных конкурсах и олимпиад. Прослеживая дальнейший путь становления наших выпускников, особенно лидеров школы, убеждаемся, что «управленческие навыки» им очень помогают в жизни. Они поступают в высшие учебные заведения, становятся старостами группы, возглавляют студенческие самоуправления, работают менеджерами, управляющими персоналом.
Таким образом, развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

15