Школа в рамках государственно-общественного управления

Будаева Г.Ш., зам.директра по УВР, учитель русского языка и литературы»
МОУ Оронгойская СОШ имени Н.Г.Балдано

«Работа школы в рамках государственно – общественного управления»

Наша школа начала свое существование с 1989 года. Как и большинство других школ, наша школа является культурно-историческим центром села. На протяжении всего времени существования она проводила и до сих пор проводит огромную краеведческую, поисковую и научно-исследовательскую работу, что позволило нам сосредоточить весь богатейший собранный материал в школьных музеях.

Их четыре:
1.музей пандито ХАМБО-ЛАМЫ XII ДАША-ДОРЖО ИТИГЭЛОВА
2. музей истории школы и села оронгой
3. музей боевой и трудовой славы
4. музей литературы и искусства Бурятии
В 2006 году мы ощутили ослабление внимания к музеям со стороны приезжих людей с одной стороны по следующим причинам: располагались они в здании школы, экспозиции музеев были оформлены «по старинке», а уже в то время везде говорили о внедрении информационных технологий.
С другой стороны, в нашем с. Оронгой методом «народной стройки» шло в то время построение туристической «рекреационной зоны»– музейный комплекс Пандито Хамбо - Ламы XII Даша-Доржо Итигэлова – перерожденца первого Пандито Хамбо ламы Дамба-Даржа Заяева, основателя буддизма в России.
И учитывая тот момент, что большой объем историко-краеведческого материала собрали учащиеся, активно обучающиеся по программам Центра информационных технологий, существовавшего на тот период всего один год в школе педагогическим коллективом и представителями Управляющего совета было решено направить совместные усилия на создание единого информационного пространства села через развитие музейного дела. Вот именно тогда возникла идея создания проекта «Оронго-тур», что дало бы возможность расширить образовательное пространство, чтобы дети могли осваивать учебный материал в общественно-значимой деятельности, которая принесет пользу селу, малой родине, республике и в целом России. Мы выиграли грант на сумму 1 млн. руб, что позволило нам:
приобрести компьютерную технику для продвижения музейного дела на новый уровень
Повысить квалификацию учителей школы
Приобрести современную школьную мебель
Более того, в апреле 2006 года была проведена гражданская экспертиза проекта «Оронго-тур». В этом большом событии принимали участие представители администрации нашего района, представители районного управления образованием, родительская общественность, депутаты Народного Хурала, эксперты Министерства образования и науки РБ.
Конечно, продвигать идею значимого для нашего села проекта, невозможно было без слаженной работы учителей, благодаря которым в рамках этой работы появились такие подпроекты, как:
Проект «Фотодизайн» Гиль О.А., - нам нужны были дети, которые бы не только собирали материал для музеев, но и переводили бы его в современный формат (самостоятельно ориентироваться в информационном поле)

Проект «По тропе Этигэлова» Мункуева Б.В.: спецкурс по подготовке гидов– экскурсоводов по туристическому маршруту«По тропе Итигэлова»
(способствование социально-экономическому развитию поселения на основе продвижения туристических услуг и реализации учебных образовательных программ, проектов и курсов)
Проект «Чайный путь нью» Будаева Л.С.: проект по разработке модели сетевого образовательного пространства (корпоративного сайта), созданную на базе Центра информационных технологий МОУ Оронгойская СОШ, включающую в сферу сетевого взаимодействия образовательные учреждения РБ, заинтересованных в сетевом партнерстве.

Проект «Школа он-лайн», Протасова А.А.: приобретение компьютерной техники позволило нашим детям поучаствовать в роли разработчиков и создателей кабельного учебного телевидения.

Проект»Ремесленная лавка» Галсанова Ц.Б.: распространение собственной продукции в рамках продвижения туристических услуг
Проект «Долина мастеров» Норбоев Л.Д.: по «окультуриванию» музея-комплекса Д.Д.ЭтигэловаXII пандито Хамбо-Ламы.
ВСЕ ЭТО СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вся наша организованная работа предполагала приобретение учащимися опыта социальных практик и обоснования этого опыта через освоение теоретического материала в процессе проектной деятельности, в основном вне стен школы – в походах, музеях, акциях.
В итоге мы поднялись на уровень, когда школьниками стали разрабатываться и высоко (на районном и республиканском уровне) оцениваться многочисленные социально-значимые проекты, направленные на решение острых проблем села. А это привело к координации усилий всех гражданских институтов, направленных на повышение качества образования, и как следствие, качества жизни населения.
Вот так школа стала той важной переговорной площадкой, которая привлекает внимание не только детей, но и общественности, властных структур к социальным проблемам села и района.

15