Формирование связной речи у детей с ОНР II — III уровня


Формирование связной речи.
Коррекционная работа по формированию связной речи у детей с ОНР II – III уровня среднего дошкольного возраста происходит по таким направлениям:
1. Формирование и развитие импрессивной речи;
2. Формирование и развитие экспрессивной речи.
В первую очередь указанные направления необходимо отрабатывать на уровне предложения, а потом – связного высказывания из нескольких (2-3) предложений.
Развитие понятия речи происходит на всех этапах коррекционного обучения, особенно на начальном (понятие обращенной речи, выполнение заданий на основе словесных инструкций), дальше – понятия логико-грамматичных конструкций, понимание речи с одинаковым лексическим составом и порядком слов, но разным грамматическим оформлением, например, Мальчик догоняет собаку. Мальчика догоняет собака, направление внимания на звуковое оформление речи окружающих, формирование слухового восприятия (различие слов-паронимов) и т.д. В рамках формирования и развития импрессивной речи дети отвечают на вопросы логопеда (с опорой на наглядность) с целью выявления способности ребенка устанавливать смысловые связи между словами.
Наличие определенного объема понимания устной речи создает условия для формирования навыков составления простых (нераспространенных и распространенных) предложений по вопросам логопеда с использование наглядности (действий с предметами, игрушками, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок).
Во время формирования смысловой структуры высказывания (простого нераспространенного и распространенного предложения) логопед ставит вопросы к каждому слову будущего предложения. Например, на рисунке изображена девочка, которая собирает пирамидку. Педагог спрашивает: Кто нарисован на картинке? Что делает девочка? Что она собирает? После этого дети самостоятельно рассказываю, что нарисовано на картинке.
В процессе составления речи вводятся и упражнения на расширение и уменьшение объема предложения, составленным педагогом, с опорой на наглядность. Например. На картинке изображены дети, которые купаются в море. Логопед говорит: «Дети купаются» и просит ребенка повторить. Повтори и добавь: где дети купаются? Дети купаются в море. Скажи, в какое время года это происходит? Дети летом купаются в море. Если детям тяжело выполнять подобные задания, логопед сам называет полученное предложение, а они повторяют. Дети могут повторять конструкцию с изменениями, но главное, чтобы содержание высказывания не искажалось.
На этом этапе происходит реализация многих направлений работы со словом (антонимия, синонимия, многозначность и т.д.) Например. Дети наловили свежее рыбы. Что обозначает Свежая рыба? На картинке мальчик пьет молоко. Посмотри на картинку и скажи, что тут свежее? (Свежее молоко). Расскажи про это мальчика.
Так же, на этом этапе, рекомендуем, повторят усвоенное на практическом уровне падежное значение именительного. Например. Дополнить предложение словами: из лесу. В руках у них корзинки… с грибами. Дети несут грибы… маме. Грибы только что собрали. Они какие? (Свежие).