Конспект занятия в средней группе Уход за растениями


Конспект занятия по исследовательской деятельности на
тему: «Уход за комнатными растениями» в средней группе № 6 «Теремок»
Воспитатель: Королёва Е.А
МБДОУ «Детский сад №82»
г.Н.Новгород
Цель: Создавать условия для формирования первичных умений ухода за комнатными растениями.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и обобщить представления детей о правилах ухода за комнатными растениями. Формировать трудовые умения и навыки ухода за комнатными растениями.  
Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, речь детей.
Воспитательные: Воспитывать ценностное отношение к труду, желание помогать взрослым в уходе за комнатными растениями.
Предварительная работа:
Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением). Наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях - отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация .
2. Вопросы и ответы.
3. Показ.
4. Объяснение.
5. Поощрение.
Оборудование: горшечные цветы(4шт.), лейки (4 шт.),опрыскиватель(4 шт.), салфетки(4шт), лопатки для рыхления земли (4 шт.), игрушка собачка, картинка цветовода, картинки цветов, картинки палочек, картинки лейки, тряпочек, опрыскивателя.
Ход занятия:
В отсутствие детей воспитатель создает игровую ситуацию: устраивает беспорядок (цветы беспорядочно расставляет на полу и стульях). Рядом на пол сажает собачку. Сообщает детям, что в их отсутствие в помещении произошло что-то странное - кто-то устроил беспорядок.
I.Организационный момент:
Воспитатель: Доброе утро, дети! Посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Воспитатель: Меня зовут Елена Анатольевна, я воспитатель.(Обращается внимание на собаку).
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это?
Дети: Это собачка.
Воспитатель: Она случайно забежала к нам в детский сад и устроила беспорядок, она, наверное, не знает, что нельзя играть с комнатными растениями. Давайте посадим нашу гостью на стульчик и расскажем ей, какие комнатные растения есть в нашем саду, для чего они нужны и как за ними ухаживать.
Дети ставят комнатные растения на стол, становятся полукругом.
II. Основной этап:
Подготовительная беседа по теме:
Воспитатель: Ребята, и посмотрите на наши растения, какие они?
Дети: Высокие, низкие; цветущие, не цветущие; с узкими листьями, с широкими листьями; большие листья, маленькие листья.
Дети рассматривают растение, каждый раз уточняя его название: какие листочки по цвету, размеру, форме, величине, есть или нет цветы, какие они, есть ли стебель.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем собачке, для чего нам нужны комнатные растения.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, для красоты.
С растениями красиво и уютно.
А еще для чего? (Если дети затрудняются помочь им).
Воспитатель: Ребята, а еще растения очищают воздух.
Мы дышим через нос, а растения чем, подумайте? (листьями, стеблем).
Воспитатель: Кто в вашей группе ухаживает за цветами?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Как вы это делаете?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть профессии, которые связаны с выращиванием цветов. Как называется эта профессия?
Сейчас я вам о них расскажу.
Воспитатель сопровождает рассказ показом картинки цветовода.
Воспитатель: Цветовод - это специалист, занимающийся разведением и выращиванием цветочных культур. Это могут быть не только комнатные растения, но и цветы, которые высаживаются в парках, садах, на клумбах.
Воспитатель: А как вы думаете, для того, что бы растения очищали нам воздух и радовали нас красотой, что нужно для них делать?
Дети: ухаживать за ними.
Воспитатель:Правильно. Как нужно за растениями ухаживать? Ребята, если человек любит растения, ухаживает за ними, поливает их вовремя, как мы можем назвать такого человека?
Дети: трудолюбивый.
Воспитатель: правильно и цветы у него вот такие (картинка). Трудолюбивый человек получает радость от самого процесса работы и от его результатов, а тот человек, который не хочет следит за цветами …какой он, ребята?
Дети: ленивый.
Воспитатель:и цветы у него вот такие (картинка)
Ребятки, сейчас я предлагаю вам выбрать себе цветочек, за которым вы будете ухаживать. Хорошо, молодцы.
2.Пальчиковая гимнастика «Цветы»:
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе, давайте порадуем наши комнатные растения игрой, которая называется «Цветы».
Наши алые цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети складывают ладони вместе вертикально и выполняют движение пальцев рук по тексту, имитируя лепестки цветов).
3.Проигрывание алгоритма ухаживания за растениями:
Воспитатель: Дети, потрогайте землю, попробуйте продавить ее пальчиком, какая она?
Дети: твердая, плотная.
Воспитатель: а должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлить нужно не глубоко, аккуратно, чтобы не повредить корни. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии.
Показ педагога.
Воспитатель: А теперь попробуйте свои цветы.
Молодцы, справились с заданием.
Посмотрите, какая земля в горшке?
Дети: Сухая.
Воспитатель: Правильно, земля сухая, её нужно полить, для того, чтобы растение было красивое, здоровое, чтобы оно не завяло. Поливать растения нужно теплой, отстоянной водой.
Посмотрите, как нужно правильно поливать растение. Лейку нужно держать около горшка, для того, чтобы вода лилась под корень растения. Много воды лить не нужно, чтобы цветок не захлебнулся.
А теперь, ребятки, попробуйте сами.
Дети: поливают свои цветы.
Воспитатель: Обратите внимание, я приготовила тряпочки, как вы думаете, для чего?
Дети: протирать листья.
Воспитатель:Да, нужно убрать пыль с листьев, чтобы растение хорошо дышало. Ребята, некоторые листья нужно протирать тряпочкой от пыли, а вот с фиалок смахивать кисточкой.
Посмотрите, как нужно протирать листья. Очень аккуратно, нежно мы поддерживаем листик снизу, а сверху влажной тряпочкой протираем. Ребята, попробуйте сами. Возьмите влажные тряпочки и протрите листики у своих цветов.
Дети: протирают листья.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились, всё сделали правильно.
Дети, а как называется вот этот предмет?(опрыскиватель)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно говорить - опрыскиватель. Для лучшего роста растения нужно их не только поливать, но и опрыскивать водой комнатной температуры. Опрыскивать растение нужно аккуратно. Давайте освежим наши цветочки, вот посмотрите как.
Воспитатель: показ действия (беру опрыскиватель и показываю, как им правильно пользоваться, а затем предлагаю деткам попробовать самим).
Вот какие вы молодцы.

Какие теперь у нас цветы?
Дети: у нас цветочки стали красивые.
4.Дидактическая игра «Назови ласково»:
Воспитатель:А чтобы наши цветы стали еще красивее, назовем их ласково.
Фиалка – фиалочка; лепесток – лепесточек; стебель – стебелек, стебелечек; лист – листик, листочек; земля – землица, земелюшка, земелька.
Молодцы, ребята!
5. Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочек»:
Цель: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.
Оборудование: цветок
Здравствуй, милый мой цветок.
Улыбнулся ветерок.
Солнце лучиком играя,
Целый день тебя ласкает.
Педагог показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах. Повторить 4-5 раз
III. Итог занятия, оценка работы детей:
Воспитатель: кто занимается разведением цветов
Дети: (цветовод)
Воспитатель: что цветовод делает с помощью полочек?
Дети:(рыхлит)
Воспитатель: что делает с помощью лейки, тряпочек, опрыскивателя?
Дети (поливает, протирает, опрыскивает)
Воспитатель: теперь, ребята,  я вижу, что вы научились ухаживать за растениями, будете помогать маме дома?
Дети (да)
Воспитатель: в знак благодарности я дарю вам вот этот красивый цветочек, чтобы он вас каждый день радовал.
Как вы будете за ним ухаживать?
Дети:  (поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать)
Запомните, пожалуйста, что после каждого труда необходимо мыть руки с мылом и мы с вами идем их мыть.