Авторская педагогическая разработка (комбинаторная) «Исток» Учебная программа

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
ГОКУ СКШ «Специальная (коррекционная) школа г. Усть-Илимска»









Авторская педагогическая разработка
(комбинаторная)
«Исток»
Учебная программа


















Автор разработки:
Сундуева Елена Николаевна
учитель биологии
ГОКУ СКШ
г. Усть-Илимска







2017 г. г.
Уст - Илимск


Пояснительная записка
В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование, истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема - соединение обучения с жизнью. Краеведение - одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.
Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.
Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего города.
Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного края на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.
В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию Иркутской области.
Содержание программы:
Предлагаемая мною программа рассчитана на учащихся 8-9 классов интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает
постепенное развитие детского мышления от чувственного/восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.
Количество воспитанников -10.
Срок обучения - 1 год.
Количество часов - 34 ч.
В программе факультативного курса «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:
- Изучение родословной;
- Изучение истории города;
-Топонимика окрестностей города;
- История Иркутской области.
Цель курса: способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города.
Основные задачи курса:
1 .Обучающие
а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;
б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
в) восстановить прерванную связь времени;
г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.
2. Развивающие:
а) развивать мыслительные процессы;
б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
в) развитие эмоционально-волевой сферы, через формирование нравственных качеств.
3. Воспитательные:
а) воспитывать любовь к родной земле, малой родине;
б) возродить духовные ценности народов Сибири.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Основные факты истории, культуры и топонимики города и области, краеведческий материал и использовать его в образовательном процессе (на уроках географии, истории, чтении).
Учащиеся должны уметь:
Владеть навыками изучения истории родного края, разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в интернете).
Организовать себя и свое рабочее место.
Выполнять первичные исследовательские навыки по краеведческой работе.
Пропагандировать краеведческие знания (газеты, доклады).
Фиксировать информацию, обрабатывать собранный материал.
Учебно-тематический план.

Кол-
во часов
Тема занятия
Коррекционно-развивающие цели
Практическая работа, экскурсии, домашнее задание

1.
1

·Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.
Коррекция познавательного интереса через знакомство с зарождением краеведения, методами изучения своего края.


2.
1
Наука генеалогия. Имя твое.
Развитие мыслительной деятельности на основе знакомства с понятием «генеалогия». Коррекция навыков самостоятельной работы с литературой.
Д/3: Найти в дополнительной литературе, что означает твое имя.

3.
1
Моя семья.
Семейные традиции.
Развитие познавательной активности через изучение родословной.
Практическая работа: Составление родословной (представление).

4.
1
Фамилия - флаг и герб семьи.
Развитие творческой активности через установление значения своей фамилии.
Практическая работа: Составить герб своей и флаг семьи. Д/3: Найти в дополнительной литературе: «Знаменитые семейные гербы России».

5.
1
Знаменитые семейные гербы России.
Коррекция зрительного восприятия через знакомство с семейными гербами Росси.


6-7.
2
Летопись семьи.
Развитие навыков познавательной деятельности, анализа и синтеза через составление генеалогического дерева семьи.
Практическая работа: Составление генеалогического дерева своей семьи.

8.
1
История моей семьи - история моего народа.
Коррекция и развитие исследовательских навыков через составление истории своей семьи.
Домашнее здание: Изучение биографии своих предков.

9.
1
Моя школа - мой дом.
Коррекция творческой и познавательной деятельности на основе изучения летописи школы.
Практическая работа: Изучение летописи школы.

10-11.
2
Учителя нашей школы.
Развитие творческой активности через знакомство учителями школы.
Практическая работа: Сбор материала об учителях школы.

12-13.
2
Учителя - ветераны.
Развитие познавательного интереса через сбор информации об учителях-ветеранах.
Практическая работа: сбор материала об учителях - ветеранах. Составление альбома.

14-15-16-17.
4
Церкви города.
Расширение кругозора, развитие наблюдательности, эмоционально-волевой сферы через формирование нравственных качеств.
1.Экскурсия в Храм (новый город).
2.Экскурсия в церковь п. Невон.

18-19.
2
Мой двор, моя улица.
Коррекция мышления, развитие наблюдательности через составление рассказов о своей улице, дворе.


20-21-
22.
3
Улицы города.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности через изучение названий улиц (известных в городе).
Практическая работа: Составление и оформление альбома.

23-24.
2
Мой город на карте страны.
Коррекция практических навыков, наблюдательности.
Практическая работа: Составление карты города, работа с картой Иркутской области.

25-26-27-28.
4
Народы области.
Расширение кругозора, развитие познавательного интереса через знакомство с представителями различных народностей Иркутской области, их обычаями и традициями.
Изучение дополнительной литературы.

29-30.
2
Река Ангара.
Развитие и коррекция мыслительной деятельности на основе изучения названия реки.
Домашнее задание: Работа с краеведческой литературой.

31-
32 33.
3
Села Усть-Илимского района.
Коррекция внимания, памяти через изучение названий сел Усть-Илимского района и их происхождение.
1. Экскурсия в краеведческий музей.
2. Опрос местных жителей.

34.
1
Итоговая фотовыставка «Живи, мой горд».

Сбор фотографий с видами города.

Описание разделов.
I. «Моя родословная» (8 ч)
Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. Беседа об истории возникновении краеведения. Наука генеалогия. Имя твое. Моя семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители. Фамилия - флаг и герб семьи. Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах. Составление герба флага своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России. Летопись семьи. Составление генеалогического древа семьи. Конкурс исследовательских работ «История моей семьи - история моего народа». Работа по изучению биографии своих предков.
II. «Малая родина - мой город» (20 ч)
Моя школа - мой дом. Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. Учителя - нашей школы. Сбор материала об учителях школы. Учителя – ветераны. Сбор материала об учителях-ветеранах. Церкви города. Изучение истории церкви. Мой двор, моя улица. За что люблю. Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе. Улицы города. Сбор материала о названиях улиц города. Мой город на карте страны. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Народы области. Какие национальности проживают в Иркутской области.
III. «Топонимика Иркутской области» (34 ч)
Река Ангара. Изучение названия реки. Работа с краеведческой литературой. Изучение названий сел Усть-Илимского района. Работа с краеведческой литературой. Опрос местных жителей. Итоговая фотовыставка "Живи, родной город!" Сбор фотографий с видами города.
Формы работы с учащимися:
Беседы, написание рефератов, презентации;
Практические занятия (работа с историческими документами);
Познавательные историко-краеведческие игры-викторины;
Конкурсы рисунков и плакатов.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Литература

Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001г.
Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 г.
Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 г.
Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, МЛ 982 г.
Учительская газета, № 15, 2006 г.
Учительская газета, № 21, 2006 г.
Журнал "Классный руководитель", № 2, 2005 г.
Журнал "Классный руководитель", № 1, 2006 г.
Журнал "Воспитание школьников", № 3, 1999 г.
Журнал "Воспитание школьников", № 2, 2006 г.











15