Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено на заседании МО» Утверждено приказом по
Протокол заседания МО учителей начальных классов МБОУ «ООШ № 3»
от года № от года №
Руководитель МО________________
Десятниченко Н.П.

«Согласовано на заседании МС»
Протокол заседания МС
от года №
Руководитель МС________________
Батагова Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математический калейдоскоп»
3 класс
Программа составлена учителем начальных классов Хариной А.В.
г. Губкинский - 2015 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Математический калейдоскоп».
3 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа занятий по математическому калейдоскопу в начальной школе (3 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа рассчитана на 34 часа в год в 3 классе с проведением занятий 1 раз в неделю.
Цели и задачи:
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий;
Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на олимпиадах, конкурсах по математике.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания.
Отличительные особенности программы курса «Математический калейдоскоп» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
умение использовать знаково-символические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:
умения складывать и вычитать в пределах 100, таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная и исследовательская деятельность.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 100, 1000», «Вычитание в пределах 100, 1000», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п. Темы занятий. Кол-во часов Дата по плану. Дата по факту. Форма контроля.
теория практика всего 1-2. Математика – это интересно. Решение нестандартных задач. 1 1 2 3. Танграм: древняя китайская головоломка. - 1 1 4-5. Проектная деятельность ”Природное сообщество-аквариум”. - 2 2 Проект.
6. Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. - 1 1 7. Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. 1 - 1 8. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. - 1 1 9. Конструирование многоугольников из деталей танграма. - 1 1 10. Игра - соревнование «Веселый счёт». 1 1 Соревнование.
11-12. Проектная деятельность ”Газета умников и умниц”. - 2 2 Газета.
13-15. Весёлая геометрия. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. 1 2 3 Командная игра.
16. Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000». - 1 1 17-18. «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. - 2 2 19-20. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. - 2 2 21. Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». - 1 1 22. Математические игры. Построение «математических пирамид». «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000». - 1 1 23. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). - 1 1 24. Уголки. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. - 1 1 25. Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000. - 1 1 Игра в магазин.
26-27. Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. - 2 2 Выставка
фигур из деталей танграма.
28-29. Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. 1 1 2 30. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). - 1 1 31-32. Проектная деятельность «Великие математики». - 2 2 Конкурс буклетов о великих математиках.
33-34. Создание мини-альбома «Узоры геометрии». - 2 2 Проект.
Список используемой литературы.
Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Агафонова, И. Учимся думать [Текст] : занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996.
Асарина, Е. Ю. Секреты квадрата и кубика [Текст] / Е. Ю. Асарина, М. Е. Фрид. – М. : Контекст, 1995.
Белякова, О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы [Текст] / О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 2 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 3 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 4 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т. А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст]. - М. : Панорама, 2006.
Сахаров, И. П. Забавная арифметика [Текст] / И. П. Сахаров, Н. Н. Аменицын. – СПб. : Лань, 1995.
Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А. Э. Симановский. - М. : Академкнига/Учебник, 2002.
Сухин, И. Г. Занимательные материалы [Текст] / И. Г. Сухин. – М. : Вако, 2004.
Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Просвещение, 2004.
Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.