Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс, среднее общее образование, базовый уровень



Пояснительная записка
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы


Закон об образовании РФ, 2007.



Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ. Москва, 2004.



Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 № 1276)



Примерная программа по информатике и ИКТ МО РФ. М.: «Дрофа» 2007 г.


Программа базового курса «Информатика и ИКТ» в средней школе 10-11 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012


САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;


Учебный план МКОУ «Новоярковская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год


Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе - 35 -часов, из расчета 1учебный час в неделю.
Учебный план МКОУ «Новоярковская СОШ» определяет на изучение предмета «Информатика и ИКТ 34 часа - 1 час в неделю.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, компьютерных практических заданий - 7, количество контрольных работ - 3.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Компетенции

Общеучебные
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;


овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;


развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;


воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;


выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Предметно-ориентированные
расширение знаний об объектах и их информационных моделях;


закрепление и расширение знаний и умений по технологии в системной среде


освоение технологии работы в табличном процессоре


освоение технологии работы в текстовом редакторе


развитие алгоритмического мышления учащегося посредством изучения основ алгоритмизации и программирования;


формирование представления об основах представления информации в компьютере;


закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению информационных технологий.

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
Примерные учебные программы по информатике;
Методические разработки и рекомендации;
Индивидуальные проблемные задания;
Индивидуальные вариативные задания;
Тестовые тематические задания;
Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
Традиционное обучение;
Развивающее обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Дифференцированное обучение;
Дидактические игры;
Проблемное обучение;
Педагогики сотрудничества.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок;
Урок-лекция;
Урок-демонстрация;
Урок-практикум;
Творческая лаборатория;
Урок-демонстрация;
Урок-игра;
Урок-консультация.
























Структура курса 10 класс

Тема
часы

1
Информация и информационные процессы
1

2
Информационные технологии
18

3
Коммуникационные технологии
15

 
ВСЕГО:
34

Основное содержание (34 часа)
Кол-во часов
Тематические разделы

1
Информация и информационные процессы

 
Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации

18
Информационные технологии

 
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

 
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

 
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

15
Коммуникационные технологии

 
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска

34
Всего














Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
единицы измерения информации, различать методы измерения количества информации: содержательный и алфавитный;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц

Критерии оценивания
Виды контроля:
Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.
Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).
Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.
Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.
Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.
Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил    работу    в    полном    объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;
проводит  работу  в  условиях,   обеспечивающих  получение   правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,    графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не     более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
       выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;
допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Критерии оценивания реферата
соответствие реферата теме;
глубина и полнота раскрытия темы;
адекватность передачи первоисточников;
логичность, связность;
доказательность;
структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
языковая правильность.
Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.
Защита творческой работы   
Уверенное владение материалом творческой работы (реферата).
Компетентность и эрудированность учащегося по теме работы.
Аргументированность выводов по заявленной теме.
Грамотность и полнота ответов на встречные вопросы.
Личностное отношение к проблеме исследования.
Четкость представления материала с использованием программы Microsoft Office PowerPoint (не менее 20 слайдов в 9 классе и не менее 30 слайдов в 11 классе).

Список литературы и средств обучения
Основная учебная литература для учителя:
«Информатика. Базовый курс. 10 класс» Н. Д. Угринович. – Москва, БИНОМ, 2010г.;
«Информатика. Базовый курс. 11 класс» Н. Д. Угринович. – Москва, БИНОМ, 2010г.;
Примерная программа по информатике и ИКТ МО РФ. М.: «Дрофа» 2007 г.
Информатика 10-11Поурочные разработки по информатике А.Х. Шелепаева М.: «ВАКО» 2007
Информатика 9-11Конспекты уроков А.А. Чернов «Учитель» 2006
Дополнительная литература для учителя
Информатика 9-11Информатика. Проектная деятельность Э.С. Ларина «Учитель» 2009
Информатика 10 Поурочные разработки по информатике О.Л. СоколоваМ.: «ВАКО» 2008
Информатика Компьютер в вашей школе С. Симонович«АСТ-пресс» 2001
Научно-методический журнал «Информатика и образование»
Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Информатика 9-11 Конспекты уроков А.А. Чернов «Учитель» 2006
Информатика 9-11 Информатика. Проектная деятельность Э.С. Ларина «Учитель» 2009
Информатика 10 Поурочные разработки по информатике О.Л. Соколова М.: «ВАКО» 2008
«Питер» 2006
Информатика Компьютер в вашей школе С. Симонович «АСТ-пресс» 2001
Основная учебная литература для учащихся:
«Информатика. Базовый курс. 10 класс» Н. Д. Угринович. – Москва, БИНОМ, 2010г.;
Интернет – ресурсы:
Для учителя:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Для учащихся:
       Библиотека учебных курсов Microsoft [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
       Виртуальный компьютерный музей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
       Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
       Дидактические материалы по информатике и математике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
       Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
       Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
       Информатика и информационные технологии в образовании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
       Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
       Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]        Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
       Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
       История Интернета в России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ТЕМА


1
Информационные технологии
3 четверть

2
Коммуникационные технологии
4 четверть


Календарно -тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ» 10 класс

ур.
Тема урока
Д.З.
Практика
дата


I. Информация и информационные процессы 4 часа

1/1
Информация и информационные процессы
стр. 7-11,



2/2
Кодирование текстовой информации. Решение задач
стр. 14-15



3/3
Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. ПР №1 «Работа с текстами в ТР OpenOffice Writer»
стр. 21-24
ПР № 1
стр. 25-27


4/4
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. ПР №2 «Перевод текстов в онлайновом словаре»
стр. 28-29
ПР № 2
стр. 30-31


5/5
Системы оптического распознавания документов. ПР №3 «Сканирование бумажного документа»
стр. 32-33
ПР № 3
стр. 33-36


6/6
Кодирование графической информации.
стр. 36-38



7/7
Растровая графика. ПР №4 «Преобразования изображения в ГР GIMP»
стр. 39-44
ПР № 4
стр. 47-52



8/8
Векторная графика. ПР №5 «Создание трехмерной графики в векторном редакторе OpenOffice Draw»
стр. 52-55
ПР № 5
стр. 57


9/9
Кодирование звуковой информации. Решение задач
стр. 72-74



10/10
Компьютерные презентации
стр. 76-80



11/11
ПР №6 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации»
повторить
§ 1.3, 1.4
ПР № 6
стр. 81-85



12/12





13/13





14/14
Представление числовой информации с помощью систем счисления
стр. 91-94




15/15
ПР №7 «Перевод чисел из одной системы в другую с помощью калькулятора»

ПР № 7
стр. 94-96


16/16
Электронные таблицы
стр. 96-99



17/17
ПР №8 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ»

ПР № 8
стр. 99-102


18/18
ПР №9 «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
стр. 102-104
ПР № 9
стр. 105-113


19/19
Контрольная работа №1 по теме «Информационные технологии»





II. Коммуникационные технологии

1/20
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.
стр. 115-119 стр. 122-126



2/21
Способы подключения к Интернету. ПР №10 «Определение параметров подключения к сети»
стр. 126-131
ПР № 10



3/22
Всемирная паутина WWW. ПР №11 «Настройка браузера»
стр. 140-143
ПР № 11
стр. 143-146



4/23
Электронная почта. Безопасность работы в Интернете. ПР №12 «Работа с электронной почтой»
стр. 146-149
ПР № 12
стр. 150-155


5/24
Файловые архивы. ПР № 13 «Работа с файловыми архивами»
стр. 168-170
ПР № 13
стр. 171-176


6/25
ПР № 14 «Поиск информации в Интернете»
стр. 184-187
ПР № 14
стр. 187-194


7/26
ПР № 14 «Поиск информации в Интернете»




8/27
Основы языка HTML гипертекстовой разметки документов
стр. 201-205



9/28
ПР № 15 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

ПР № 15
стр. 205-208


10/29
ПР № 16 «Разработка сайта»

Проект


11/30





12/31





13/32

ПР № 16 «Разработка сайта»




14/33
Контрольная работа №2 по теме «Коммуникационные технологии»




15/34
Итоговый урок





































Лист внесения изменений








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




14 &24
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·№
·
·
·№
·j­ Заголовок 1 Заголовок 215