СССР в начале Второй Мировой войны(1939 -1941г)


Урок № 33 9 класс
Тема урока: « СССР в начале Второй Мировой войны (1939 -1941г.). Проблема взаимоотношений со странами - агрессорами в 1939 – 1941г.»
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – групповая, общеклассная.
Персоналии: А. Гитлер, В.М. Молотов, И. Сталин
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить полученные учащимися знания по теме: «Международные отношения в 30-х годах
ХХ века, использовать технологию критического мышления.
Задачи урока:
- обучающие:
1. определить причины и последствия политики умиротворения и коллективной безопасности;
2. появление стран – агрессоров;
3. установить причины Второй Мировой войны и ее начало;
4. раздел Польши;
5. причины и начало Советско – финляндской войны ( зимней)
6. советско – германские отношения;
-развивающие:
1. формировать умения устанавливать причинно – следственные связи;
2. определять основные закономерности исторического процесса;
3. уметь систематизировать факты;
4. развивать самостоятельный поиск, уметь вести дискуссию и полемику,
уметь слушать других ребят, отстаивать свою точку зрения.
- воспитательные:
способствовать отрицанию агрессии, как способа разрешения конфликтов;
Оборудование урока: компьютер, телевизор, презентация по теме,
задания для групп;
Подготовка урока: класс делится на четыре группы.
Каждая из них получает задание на исследование проблем отношений
СССР со странами – агрессорами.
Ход урока
I Организационный момент
Мотивация (учащиеся садятся по группам, заранее сформированным);
Объявляется тема урока: « СССР в начале Второй Мировой войны (1939 – 1941г). Проблема взаимоотношений со странами – агрессорами.
Вступительное слово: В 2015 г. исполнится 76 лет с начала самой жестокой кровопролитной войны.
Давайте вместе подумаем и сформулируем цели нашего урока.
Фронтальная беседа:
Вопросы:
Какие кровопролитные войны произошли в ХХ веке?
Каковы их хронологические рамки?
Первая 1914 – 1918; Вторая – 1939 – 1945г.г.
3.Какая сложилась международная система после Первой Мировой войны? ( Версальско – Вашингтонская)
4.Как развивался мир в 20 – 30- х. г. ХХ века.
5. Какие государства вышли победителями из Первой Мировой войны?
Ну а теперь давайте попробуем определить, кто чувствовал себя униженным и обделенным?
6. Кто же победители?
7. Как вы думаете, будут они стремиться перекроить карту мира?
Вот теперь вместе попробуем определить цель урока и проблему, которую будем сегодня решать.
Как складывались отношения СССР со странами – агрессорами?
У вас на столах лежат документы и вопросы к ним, работая в группах вы можете разобраться с действиями Советского правительства и можно ли
было предотвратить Вторую Мировую войну?
Слайд 3
И так наш первый вопрос:
Слайд 4,5
1. Как началась Вторая Мировая война и роль Советского Союза?
Дополнительный материал: « Катынский расстрел »
Слайд 6,7,8
2.Причины и начало советско – финской войны?
( документ : « Что послужило поводом к началу войны»)
Задача для учащихся: Возможно ли было решить территориальный вопрос
с Финляндией мирным путем.
Какую цель преследовало руководство, предъявляя Финляндии требования
территориального характера?
Что показала война с Финляндией?
Слайд9,10,11
3.СССР и страны Прибалтики?
( документ о событиях в Прибалтике)
Слайд 12, 13, 14
4.Советско - германские отношения с 1939 года.
Задача для учащихся: Каковы причины сближения Германии и СССР
в августе1939 года?
Что лежало в основе плана Барбаросса?
( Записи в тетрадях выдержки из рассказа учителя)
Подводим итог выслушав мнения всех участников дискуссии.
Рефлексия:
Решили ли мы в процессе работы проблемный вопрос, который был определен на экране: « Что внешняя политика СССР носила характер
вмешательства.
Думаю он был решен.
Как СССР расширял свои границы?
Когда и почему началось новое сближение СССР и Германии?
Какие две стороны имел пакт о ненападении?
Даю оценку работе ребят выставляю оценки.

Домашнее задание: параграф 29
Выпишите причины поражения Красной армии в Советско – финской войне
и ее итоги.