Урок русского языка Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
С.НАДЕЖДА ШПАКОВСКИЙ РАЙОН
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ











У Р О К
РУССКОГО ЯЗЫКА







СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НЕМ

КЛАСС)











Учитель русского языка
и литературы

Рожкова Наталья Викторовна,








Урок
русского языка в 9 классе
Тема: «Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем».

Цель: формировать умения:
1) правильно расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях; 2) составлять схемы предложений; 3) выделять сложносочиненные предложения в тексте.

ХОД УРОКА

1 СЛОВАРНАЯ РАБОТА СО СКОРОЧТЕНИЕМ:
УЧИТЕЛЬ: Вчера по телевизору услышала такое предложение: «Целых два месяца в нашем городе проходил вернисаж молодых художников». Меня, как учителя, услышанное покоробило. А вас ничем это предложение не смущает?
Действительно, эта ошибка связана с непониманием лексического значения слова. Еще Декарт говорил: «Определите точно каждое слово – и вы избавитесь от половины заблуждений». Прочтите словарную статью о слове «вернисаж».
СЛАЙД
Вернисаж – (фр. vernissage – букв. лакировка) – торжественное открытие художественной выставки (первонач. – день покрытия картин лаком перед открытием выставки).

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
УЧИТЕЛЬ: Проверим, как вы определяете значение слов, над которыми мы работали на прошлом уроке.

СЛАЙД
Тест 1.

Укажите номера слов, значение которых определено правильно:
1. Электорат – совокупность людей, работающих на одном предприятии.
2. Дискредитация – отказ в предоставлении кредита.
3. Арьергард – часть войск, находящихся позади главных сил.
4. Конфронтация – противостояние, противоборство.
5. Бомонд – не имеющие устойчивого обеспечения интеллигенты (актеры, художники, музыканты), ведущие беспорядочную жизнь.
3,4

СЛАЙД

Электорат – (<лат. elector - избиратель) – круг избирателей, голосующих за какую-л. политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.
Дискредитация – ( фр.) – подрывать к кому-л.доверие, умалять чей-л. авторитет.
Бомонд – (фр.) – «высший» свет – «высшие» аристократические и буржуазные круги.

СЛАЙД

Тест 2.
1. Элективный – избирательный.
2. Дилемма – необходимость выбора из нескольких возможных решений.
3. Респондент – тот, кто отвечает на вопросы анкеты.
4. Инаугурация – торжественное публичное представление чего-либо, устраиваемое с целью рекламы.
5. Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки.
1,3,5

СЛАЙД

1. Элективный – (лат. erectus - избранный) – избирательный.
2. Дилемма – 2) необходимость выбора между двух, (обычно нежелательных
возможностей).
3. Респондент – тот, кто отвечает на вопросы анкеты.
4. Инаугурация – торжественное вступление в должность главы государства.
5. Вернисаж – (фр. vernissage – букв. лакировка) – торжественное открытие художественной выставки (первонач. – день покрытия картин лаком перед открытием выставки).

У.: Какой раздел науки о языке изучает слово, его толкование? (ЛЕКСИКА)
- Какой раздел лингвистики изучает словосочетание, предложение? (СИНТАКСИС)


2. РАЗМИНКА.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЛЕПОЙ СХЕМЫ:







13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
У.: Давайте проверим, как вы умеете различать типы предложений.
На доске и в тетрадях девятиклассников запись:

ПП СПП ССП БСП


Учитель читает предложения, ученики, выходя к доске, рисуют схемы, помещая их в определенные колонки.
У.:Определите на слух тип предложения – простое или сложное, бессоюзное или союзное.
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу.
(Лермонтов)
Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы...
(Пушкин)
3) Язык наш был кафтан тяжелый И слишком пахнул стариной.
(Вяземский)
4) Ломоносов организовывает первую в России мозаичную мастерскую, в которой сам создает мозаику «Полтавский бой».
5) В один из дней середины XIX века жители волжского города Симбирска собрались на торжество: открывали памятник литератору Н.М. Карамзину.
6) До конца своих дней Карамзин работал над «Историей государства Российского», успев написать 12 томов.
7) Карамзин известен тем, что он написал сентиментальную повесть «Бедная Лиза».
8) Классицизм провозгласил строгие каноны античного искусства нормой и образцом, а писатели-сентименталисты захотели проникнуть в душу простого человека с его чувствами и переживаниями.

У.: Над каким типом сложных предложений мы сейчас работаем? (ССП)
- Какие предложения мы называем ССП?
- Как осуществляется связь предикативных частей ССП?
- Какие знаки препинания ставятся между частями ССП?
- В чем мы часто испытываем затруднения при написании ССП? (в постановке знаков препинания)

- Сегодня мы углубим знания о ССП, узнаем новое о постановке знаков препинания в нем. Запишите тему урока.
СЛАЙД

«Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем»
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
У.: Возьмите в руки карандаши и внимательно прочитайте ПАРАГРАФ 7(с.40-41),ч.1,2,3, делая пометы на полях учебника: что вам известно, что новое, что вызывает вопрос, непонимание, о чем хотелось бы узнать подробнее.

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА:

СЛАЙД


Связь предикативных частей в составе ССП






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415У.: Какие же знаки препинания ставятся в ССП?



Упр.№ 58. ЗАДАНИЕ: вслух зачитать только ССП (ребята работают в парах, каждой паре – по предложению).

- Какие союзы соединяют части ССП?
4. ИССЛЕДОВАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


У.: Сейчас мы с вами займемся небольшим исследованием. Найдите среди предложений, записанных на доске, одно лишнее (запятые не поставлены), докажите, что это так.
СЛАЙД

1) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (Ф.И. Тютчев) 2) Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось и побелело.
3) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (К.Г. Паустовский)
Ученики: Возникла проблема. Чтобы найти третье лишнее, надо разобрать предложения синтаксически. (Разбирают устно.)
У.: Действительно, без умения видеть грамматическую основу предложения невозможно стать синтаксически и пунктуационно грамотным.
- К какому выводу вы пришли?
Ученики: В третьем предложении есть общий второстепенный член (В ветер), и поэтому запятая не ставится.
У.: Только ли в этом случае не ставится запятая? (Нет) О других случаях мы узнаем в ходе дальнейшей работы. (Ученики находят лишнее предложение, записывают его в тетради.)
Синтаксический разбор предложения:
СЛАЙД
Минут через пять гости разошлись по всему дому и повсюду начались оживленные разговоры

5. КОНТРОЛЬ ЗА ТЕМОЙ.
У.: Запишите предложения, объясните отсутствие запятых в сложносочиненных предложениях. Переделайте предложения таким образом, чтобы между простыми предложениями, входящими в состав сложного, нужно было поставить запятую.
Утром погода изменилась и мне захотелось покататься на лыжах.
Вчера состоялся разговор с Костей и мне пришлось признать его правоту.

У.: На слух определите, есть ли в предложении общий второстепенный член. Докажите:
1) Еще роса в кустах густа и небо в ясной просини, но лег на щеки августа густой румянец осени. (В.Полторацкий) 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. (А.П. Чехов)

6. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
По данным схемам составьте предложения на тему «Осенний вечер».
1-я группа: [ = – ], [ = ], а [ = – ]. 2-я группа: [ – = ], [ – = ], или [ – = ]. 3-я группа: [ – = ], но [ = – ].
7. Итог:
МОНИТОРИНГ
Девятиклассники работают с карточками контроля (прилагаются).
8. Домашнее задание: выпишите из сборника текстов экзаменационных изложений шесть ССП различных конструкций или составьте связный текст из 4-5 ССП «Осень в лесу».

Карточка контроля № 1
(для неуверенных в своих знаниях учащихся)

АЛГОРИТМ

Найти и подчеркнуть грамматические основы.
Определить границы простых предложений.
Определить способы связи простых предложений в составе сложного:
- сочинительная;
- подчинительная;
- бессоюзная.
Расставить необходимые знаки препинания.

ПРАВИЛО

Сложносочиненные предложения состоят из простых равноправных предложений, которые соединены сочинительными союзами и обычно отделяются друг от друга запятыми.

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ, ЕСЛИ ЕСТЬ

- общий второстепенный член

ЗАДАНИЕ:
Расставьте необходимые знаки препинания. Графически объясните свой выбор,
используя внутреннее поле (по образцу).

[ ], и [ ]. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатства .

Жизнь дается один раз и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. (Чехов)

Холодно и за весь май черемуха не успела отцвести. (Пришвин)


3. Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек и листья сыпались с них частым и печальным дождем. (Паустовский)

4. Опустил Харон весло и, опершись на него, прислушался к неведомым звукам.

5. После обеда появилось солнце и до вечера было прекрасно. (Пришвин)

6. Темнело и сбоку несло резким холодом. (Бунин)

7. Круто остановилась лошадь у самого костра и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. (Тургенев)

8. Медленно и бесшумно продвигаюсь по лесу и вновь зажигаю фонарик.




Карточка контроля № 2
(для уверенных в своих знаниях учащихся)

ПРАВИЛО

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ, ЕСЛИ ЕСТЬ

- общий второстепенный член
- общее придаточное предложение
- общее вводное слово.



Расставьте знаки препинания. Графически объясните свой выбор, используя внутреннее поле (по образцу)

-.-.- [ ]и [ ]. На солнцепеке было совсем тепло и пахло грозой.

За телегой шел взвод солдат и бежали густые толпы народа. (Короленко)

У нас выпал снег и начался санный путь. (Чехов)

Всю ночь не сходил месяц с неба и, казалось, готовился настоящий мороз. (Пришвин)

Когда прозвенел звонок ученики разошлись по классам и начались занятия.

Кажется не осталось в руках силы и топор затупился.

Может быть снова грянут морозы и затрещат от них окоченевшие стволы.






























СЛОЖНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СОЮЗНЫЕ

?

?

?

сочинительные
союзы

интонация

наличие общего члена предложения

употребление слов, требующих пояснения