Сложносочинённое предложение.Знаки препинания в сложносочинённом предложении.


Сложносочинённое предложение На материале стихотворений Б.Л.Пастернака ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА БЕЛАЯ п. БИОКОМБИНАТА,2017г. Цели и задачи:познакомиться с произведениями поэта-классика;попытаться постичь стилистику автора;обобщить и систематизировать знания по синтаксису и пунктуации; работа над построением и анализом схемы сложносочинённого предложения; подготовка к выполнению I части заданий ЕГЭ; развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;воспитание уверенности в своих знаниях. Сложные предложения
Сложносочиненные предложения – предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.Союзы: и, да и, да (в значении и), ни-ни, тоже, также. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Союзы: но, а, да (в значении но), однако, зато, же. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами Союзы: или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли .
1.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания.А волны всё шумней и вышеИ публика на поплавкеТолпится у столба с афишейНе различимой вдалеке. («Сосны»)2.Выделите части предложения и отметьте их границы.3.Определите средства синтаксической связи: назвать союз, указать тип союза по значению(соединительный, противительный, разделительный), по структуре (простой, составной), по функции (одиночный, повторяющийся).4.Объясните постановку знаков препинания. 5.Составьте схему предложения.6.Произведите разбор частей сложного предложения. ПРОВЕРИМ.[А волны всё шумней и выше],1И [публика на поплавкеТолпится у столба с афишей,|Не различимой вдалеке|].2 Схема , и . [ ]1, и [ ]2.12 2.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. А на улице жаркая Ночь сулит непогодуИ расходятся шаркая По домам пешеходы. («Лето в городе»)2.Выделите части предложения и отметьте их границы.3.Определите средства синтаксической связи: назвать союз, указать тип союза по значению(соединительный, противительный, разделительный), по структуре (простой, составной), по функции (одиночный, повторяющийся).4.Объясните постановку знаков препинания. 5.Составьте схему предложения.6.Произведите разбор частей сложного предложения. ПРОВЕРИМ. Схемы ,и . [ ] 1, и [ ].2 1А на улице жаркая Ночь сулит непогоду, 1И расходятся, шаркая , По домам пешеходы .2 2 3.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Выделите части предложения и отметьте их границы.3.Определите средства синтаксической связи: назвать союз, указать тип союза по значению(соединительный, противительный, разделительный), по структуре (простой, составной), по функции (одиночный, повторяющийся).4.Объясните постановку знаков препинания. 5.Составьте схему предложения.6.Произведите разбор частей сложного предложения.Любить иных тяжёлый крестА ты прекрасна без извилинИ прелести твоей секретРазгадке жизни равносилен. («Любить иных - тяжёлый крест…») ПРОВЕРИМ. Схема , а ,и . [ ]1,а [ ]2,и [ ] 3. 1 2 3[Любить иных - тяжёлый крест,]1А[ ты прекрасна без извилин]2,И[ прелести твоей секретРазгадке жизни равносилен]3. 4.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Москва встречала нас во мракеПереходившем в сереброИ покидая свет двоякийМы выходили из метро. («Город»)2.Выделите части предложения и отметьте их границы.3.Определите средства синтаксической связи: назвать союз, указать тип союза по значению(соединительный, противительный, разделительный), по структуре (простой, составной), по функции (одиночный, повторяющийся).4.Объясните постановку знаков препинания. 5.Составьте схему предложения.6.Произведите разбор частей сложного предложения. Схемы , и . [ ]1, и [ ]2. 2 ПРОВЕРИМ.[Москва встречала нас во мраке,|Переходившем в серебро|]1,И,[ | покидая свет двоякий|,Мы выходили из метро]2. 1 5.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Гром отрывистый слышитсяОтдающий резкоИ от ветра колышетсяНа окне занавеска. («Лето в городе» )2.Выделите части предложения и отметьте их границы.3.Определите средства синтаксической связи: назвать союз, указать тип союза по значению(соединительный, противительный, разделительный), по структуре (простой, составной), по функции (одиночный, повторяющийся).4.Объясните постановку знаков препинания. 5.Составьте схему предложения.6.Произведите разбор частей сложного предложения. ПРОВЕРИМ.[Гром отрывистый слышится,|Отдающий резко|],1И [от ветра колышетсяНа окне занавеска]2. Схемы , и . [ ]1 , и [ ]2. 1 2 Источники1. Б.Л. Пастернак. Я понял жизни цель: Повести, стихи, переводы. -М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.2. А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5-6/2014 ИД «Первое сентября».3.Г.М.Мурзабаева. Материалы к уроку. Синтаксический марафон.Журнал «Русский язык»№2/2016 ИД «Первое сентября».