СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ, РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ И ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НЕМ


Тема: СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ, РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ И ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НЕМЦель: научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
III. Словарный диктант.
Колонна, колонка, источенные (солнцем), источен, источена, источено, реактивный, реакция.
Задание. Составить со словами три сложносочиненных предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами, построить схемы.
IV. Диктант с заданием.
Задание. Подчеркнуть главные члены в каждом предложении, построить схемы, объяснить.
Пусть нива колос наливает
крепнет трудовой народ…
Пусть наше слово расцветает,
наша правда пусть растет.
М. Рыльский
V. Работа в группах.
Задание. записать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения.
1-я группа.
1. Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал… (Ф. Сологуб.) (Одновременность действия.)
2. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.) (Последовательность действий.)
3. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (М. Горький.) (Причинно-следственное значение.)
4. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (К. Паустовский.) (Причинно-следственное значение подчеркивается обстоятельством причины потому.)
2-я группа.
1. Часто в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника. (И. Соколов-Микитов.) (Отношения противопоставления.)
2. Солнце зашло за горы, но было еще светло. (Л. Н. Толстой.)
3. Сказал бы словечко, да волк недалеко. (Пословица.)
4. К вечеру Дерсу немного успокоился, зато я не мог найти себе места. (В. К. Арсеньев.)
3-я группа.
1. Мелькнет ли серна меж кустами, проскачет ли во мгле сайгак. (А. С. Пушкин.) (Чередование явлений.)
2. То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно. (М. Ю. Лермонтов.)
3. Не то светало, не то темнело. (М. Пришвин.)
4. Становилось жарко, и я поспешил домой. (М. Ю. Лермонтов.)
Можно выполнить упр. 63, 65, 69 по группам (задание то же).
VI. Повторение. Объяснительный диктант.
Первое дыхание осени
Еще в начале июля, бывает, пожелтеет один-единственный листок на березе, и так он среди пышной зелени держится долго. Но в какой-нибудь день он оторвется и крутится долго в воздухе, а потом опустится в траву. К вечеру тишина ложится на землю. Желтый листок с березы лежит в траве и виден издалека. И без него не пахнул бы так чабрец, не таким красивым казался бы вереск и не было бы такой радости видеть траву, деревья, кусты и высокие ели.
(По К. Чорному.)
Запомнить! Сочинительный союз располагается между частями сложносочиненного предложения и не входит ни в одну из них.
VII. Итог урока.
Домашнее задание. § 13–15, упр. 69.