Презентация по забайкаловедению 4 класс на тему Народы Забайкалья


История и культура народов Забайкалья в XVII-XIX веке. Встреча народов и цивилизацийПрезентацию выполнила:учитель начальных классовЛисичникова О. В. Эвенки (старое название тунгусы) - народ, представитель тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской семьи. Распространен русский язык. Верующие - православные. Сохраняются культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. В южных районах Забайкалья сильно влияние буддизма. Несмотря на свою малочисленность, эвенки уже к XVII веку расселились на 1/4 территории Сибири и освоили все виды сибирских ландшафтовЭвенк. Фото 19 в. Группа эвенков. Эвенк на охотеОхота была традиционным занятием эвенков. Она обеспечивала основную часть потребностей эвенкийских семей в питании и сырье для обрабатывающих отраслей домашнего производства. Охота также давала возможность оплатить ясак и обменять шкурки пушных зверей на необходимые припасы и ружья Выделка шкуры оленя. Начало 20 в. Макет чума. Фрагмент экспозиции Эвенкийские женщины у чума Перекочевка Люлька эвенкийская Манекен шаманки Буряты, бурят, буряад (самоназв.), этнос в Забайкалье, коренное население Агинского Бурятского автономного округа Читинской области. Живут также в некоторых других районах Читинской области. Численность в Агинском автономном округе около 42,4 тыс. Говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. Распространен также русский язык. До 1930 года пользовались старомонгольской письменностью, с 1931 - письменностью на основе латинской графики, с 1939 - на основе русской графики. Верующие буряты Восточного Забайкалья - буддисты.Девушка - бурятка в праздничной одежде. Фото начала XX в. Бурят. Фото начала XX в. Бурятская юрта. Фрагмент экспозиции музея Фото начала XX в. П.Н. Рязанцев. Благословление Ширетуя. Акварель Главный храм Цугольского Дацана.Фото начала XX в.Дацаны ЗабайкальяДуховными центрами бурятского буддизма издавна стали дацаны. Дацаны представляли собой своеобразные монастырские поселки. Здесь находились храмы, посвященные культу различных божеств, подсобные культовые и хозяйственные постройки и жилища лам (монахов). В дацанах совершались хуралы (богослужения), изготовлялись и хранились предметы культа, богословская литература на монгольском и тибетском языках, производилось обучение лиц, готовящихся принять духовное звание. РусскиеВид с. Нерчинский Завод. Фрагмент акварели XIX в. Группа букачачинских переселенцев (калужан). Фото начала XX в. Дом переселенца. Фото начала XX в. Распашка земель семейскимиСемейские Забайкалья - потомки старообрядцев, вывезенных из России в XVIII веке, сохранившие их культуру и религию. Старообрядчество было крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением, возникшим как следствие церковной реформы Никона (1653-1660 гг). Натуральное хозяйство, общность судеб, известный религиозный фанатизм, антигуманные, изоляционистские по характеру меры царского правительства - все это способствовало определенной обособленности семейских, строго соблюдавших традиционные нравы и обычаи, сохранявших привычные обряды и одежду.До недавних времен сохранялись многие элементы культуры, типичные для России XVIII-XIX веков. Это проявляется в "семейской" технике строительства жилищ и архитектуре, резьбе и росписях по дереву, текстильном орнаменте, способах изготовления и характере посуды и, наконец, в самобытном женском костюме. Жизненность культурной традиции у семейских во многом определяется ее глубоко народным характером, идущим от ее крестьянского труда, вобравшего в себя заботы земледельца и ремесленника, труженика и художника. Роспись на печи семейского дома с. Тарбагатай В презентации представлены фотографии и экспонаты из фондов Читинского областного краеведческого музея ©Составитель обзора - зав. отделом археологии и культурной антропологии коренных народов Забайкалья, кандидат философских наук А.В. Жуков