Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж

Технологическая карта урока чтения
Дата
30.11.16г

Класс
1 «А»

Тип урока
Комбинированный

Тема урока
Согласный звенкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж

Цель
Познакомить со звонким твердым звуком [ж] ; упражнять в чтении слогов, слов с буквой "ж"

Задачи

Образовательная:
Познакомить с новым звуком [ж]; учить акцентированному произнесению согласных звуков; учить читать слоги, слова с новым звуком.
Развивающая:
Развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать память, мышление, внимание, воображение.
Воспитательная:
Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, усидчивость, дисциплину, воспитывать познавательный интерес к предмету русского языка.

Планируемые
результаты

Предметные:
Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные

Основные понятия


Оборудование
Учебник, слайдовая презентация.















Ход урока

Задачи этапа урока (вида работ)
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Время




Предметные
УУД


I Организационный этап

Задачи:
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
-Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Викторовна, сегодня урок чтения проведу у вас я.
Проверьте, все ли готовы к уроку. На парте у вас должны лежать прописи и ручка.
- Девизом нашего урока будет следующая фраза: «Чтобы грамотными стать, нужно нам все буквы знать». Поднимите руку, кто хочет стать грамотным и знать все буквы. Молодцы, ребята.
Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя.













Личностные: формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности.
формирование положительного отношения к учёбе.



II Актуализации знаний





Выявить уровень усвоения ранее изученного материала
Ребята, а на какие две большие группы
делятся все звуки и буквы русского
алфавита?
- На гласные и согласные

- А кто живет на этих этажах? Чем они отличаются?
На верхнем этаже живут согласные
буквы, обозначают звонкие звуки. А на нижнем этаже, буквы обозначающие глухие звуки.

- А кто еще живет у нас на этажах? (гласные). На верхнем этаже, живут гласные, которые придают твердость согласным. На нижнем этаже, живут гласные, которые придают мягкость согласным.


Отвечают на вопросы, актуализируют знания.



Актуализируют ранее полученные знания
Личностные: формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности.
формирование положительного отношения к учёбе.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.




III Сообщение темы и постановка задач урока

Задачи:
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.
М.О.: Молодцы ребята, а теперь чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия прослушайте шуточное стихотворение и скажите, какой звук вы слышите чаще других?
Жук жужжит:
Я шел и шел,
Желтый камешек нашел.
Это желудь! Ты не прав, -
Говорит жуку жираф.
Что ж, повесь его на сук, -
Говорит жирафу жук

Назовите слова со звуком [ж].
Звук [ж]
Жук, жужжит, жираф, желтый, желудь.
-М.О: Молодца ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком [ж] и буквами, которыми он обозначается. А поможет нам в этом жук Жужелица.

Выдвигают предположение о теме урока, через задание.
С помощью учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят цель урока


Учатся выдвигать предложения о теме урока, формулировать тему и цель урока.
Познавательные УУД:
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Регулятивные УУД: умение под руководством учителя определять тему и цели урока; учиться высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные УУД:
Осознавать необходимость учебной деятельности.


IV Изучение нового материала

Задачи:
Познакомить учащихся
Фонетическая зарядка

- Произнесите, как жужжит жук.(-ж-ж-ж-ж)

- Встречает ли звук преграду при произнесении? (Встречает).
Значит это какой звук? (Согласный, звонкий.)
Приложите ладошки к ушкам. Произнесите звук. Звенит в ушах? (да). Значит звук [ж] какой? (звонкий).
Попробуйте произнести его мягко. Получается? Может ли звук [ж] быть мягким? (нет).
Дайте характеристику звуку.
(Звук ж - согласный, звонкий, всегда твердый).

Звуковой анализ слов

- Ребята, откройте азбуку на странице 78
Рассмотрите рисунок в верхнем ряду.
-Кто изображен слева? (Жук)
-Прочитайте слово «жук» по слогам и орфоэпически.
- Дайте характеристику звуку «ж». (звук согласный, звонкий, твердый).
- Кто изображен справа? (Жаба).
- Прочитайте слово «жаба» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «жаба».
- Дайте характеристику звуку «ж». (звук согласный, звонкий, твердый).

Игра «Поймай звук»

ПРАВИЛА, я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.

Пиджак, рубашка, майка
Шарф, жилет, шапка
Шорты, бриджи, штаны
Брюки, носки, джинсы



-Физминутка:

На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.

Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели

- Ребята, давайте рассмотрим рисунок в книге. Кто изображен слева? (Ужи).
-Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
-На каком месте в слове «ужи» стоит буква «ж»?
- Дайте характеристику звуку [ж]. (звук согласный, звонкий, твердый).
-Кто изображен в центре? (Ёжик).
- Что вы знаете про это животное?
Ежей на Земле около 15 видов. Его можно встретить в лесу (если лес не сырой), и в роще, и в парке, и в саду. Еж бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает. Почувствовав опасность, он свертывается клубком, прячет незащищенную мордочку и брюшко и выставляет свои иглы.
Слух у ежа более тонкий, чем у кошки, лисы, собаки, волка. У ежа необыкновенное обоняние: он может почувствовать добычу, находящуюся в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у ежа очень слабое.
- Какой звук обозначает буква «ж» в слове ёжик?
- Что нарисовано справа? (лыжи).
- Прочитайте слово «лижи» по слогам и орфоэпически.
-Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- Дайте характеристику звуку [ж]. (звук согласный, звонкий, твердый).
- Какая гласная пишется в слоге ЖИ? (буква «и»).
- Какой гласный звук произносится в слоге ЖИ? (звук [ы]).
Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания.

Произносят звук «Ж», объясняют его особенности













Выполняют задания из учебника.

Разбираю слова









Знакомятся с правилом игры






Выполняют физические упражнения







Выполняют задания из учебнику, разбирают слова




Обращаются к своему личному опыту.

Знакомятся с новыми особенностями животного (ежа)
Личностные: развитие умений анализировать, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе.
Познавательные УУД: делать выводы о совместной работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД: умение сохранять учебную задачу, умение контролировать и оценивать свои действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


V закрепление

Задачи:
Закрепить полученные школьниками знания.
- Чтобы закрепить тему нашего урока. Посмотрите на слайд, что вы видите? (предложения).
- Прочитайте те предложения, в которых есть буква «ж».
-В каких словах встречается буква «ж». Охарактеризуйте ее?
Учащиеся выполняют задания с целью формирования знания правила.
Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия;
Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Личностные: осознавать необходимость учебной деятельности.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Владеть общим приемом решения задач.
Регулятивные УУД: учитывать правило в планировании и контроле способа решения
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.



VI Подведение итогов урока

Задачи:
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.
- Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, об этом можно прочитать в скороговорке.
Жуж-жит жу-же-ли-ца,
жуж-жит, и кру-жит-ся
Жужжит жужелица
жужжит, и кружится
- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.
Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада .

-Что нового узнали на уроке?
- С какой новой буквой мы познакомились? (Буквой ж). Какой звук она обозначает? (Буква "ж" обозначает звук ж). Какой он? (Звук [ж] - согласный,
твердый, звонкий).
Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции пройденного материала (что получилось, что не получилось и почему).
Учатся пользоваться навыками самоконтроля,
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, высказывать своё мнение, осознавать свою учебную задачу.
Познавательные УУД: уметь обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения.

Коммуникативные
УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.




VII Рефлексия

Задачи:
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.
А сейчас попробуйте оценить себя. У кого все получалось, кто активно отвечал, не затруднялся, поднимите руку - молодцы. А теперь поднимите руку у кого были затруднения, но он тоже работал на уроке. Вижу, что большая часть класса справились с работой, это хорошо.
Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке.
Осуществляют самооценку.
Учащиеся оценивают свои результаты на уроке
Регулятивные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей
Личностные УУД: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.




Учитель: Методист: Башкина Е.Ю.:
5 
·