Разработка урока по литературному чтению «А.С. Пушкин. Стихи. «Унылая пора! Очей очарование…», «В тот год осенняя погода…» (3-4 класс)

Тема урока: А.С. Пушкин. Стихи. «Унылая пора! Очей очарование», «В тот год осенняя погода».

Цели урока:
1.Ознакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, с картинами русских художников; ввести понятие метафора;
2.Учить сопоставлять живопись и поэзию, понимать настроение поэта и художника;
3. Учить выразительному чтению стихов;
4. Развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами;
5. Формировать навыки сравнения, анализа умения делать выводы;
6. Прививать любовь к природе, воспитывать чувство прекрасного.


Ход урока:
Организационный момент.
Речевая гимнастика
Прочитайте « жужжащим» чтением

« У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт налево – песнь заводит,
Направо – сказки говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит».

Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.
Кто автор этих строк, из какого произведения эти стихи? (вступление к поэме «Руслан и Людмила»).
Какие произведения А.С. Пушкина вы читали?

Выставка книг.

Постановка цели урока. Актуализация знаний.
Предварительная беседа. Слово учителя об А.С. Пушкине.
Знакомство со статьёй в учебнике.
Показ слайдов
Портрет А.С. Пушкина. Художник О.А. Кипренский (2 слайд)
Рабочий кабинет писателя ( 3 слайд)
Лицей (4 слайд)

Вопросы по содержанию текста о Пушкине.
8 слайд «Что за прелесть эти сказки »!
9 слайд Конкурс на лучшего знатока сказок А.С.Пушкина.

Минутка отдыха под музыку (аудиозапись цикла «Времена года» П.И. Чайковского).

7.Знакомство со стихами А.С.Пушкина.
Чтение произведения учителем.
Ваши впечатления?
О каком периоде осени говорится в стихотворении?
«Унылая пора! Очей очарование»
Словарная работа. Показ 5 слайда.
Прочитайте объяснение слов
Багрец – красный цвет тёмного оттенка.
Увядать – потерять свежесть.
Сени – часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей.
Мгла – помутнение воздуха, как при тумане.
8.Самостоятельное чтение учащихся «В тот год осенняя погода».
Ребята, посмотрите внимательно, из какого произведения эти строки? (Этот отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
(Сначала было грустно, оттого, что зима долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, всё стало вокруг красиво и бело, то и на душе светло и радостно).
Работа над содержанием произведения.
Докажите, что зима долго не наступала.
(Зимы, ждала, ждала природа)
Словарная работа. Объясните слова и выражения.
На третье в ночь – ночью на 3 января.
Куртины – цветочные грядки, клумбы.
О чём говорит поэт «Деревья в зимнем серебре»? (Деревья в инее)
«Зимы блистательный ковёр »?
(Это поэт сравнивает снег)

Как называется такой поэтический приём?
Метафора – оборот речи, где слова и выражения употреблены в переносном смысле.
9. Выразительное чтение стихов А.С.Пушкина.

10. Итог урока.
Какое из стихотворений соответствует вашему настроению?
Прочитайте строки из стихотворения. С этим произведением вы познакомитесь на следующем уроке.

«Школа – интернат №15 ОАО «РЖД»








Методическая разработка
по курсу «Литературное чтение».
урок – презентация

«Поэтическая тетрадь.
Стихи А.С. Пушкина».








Выполнил:
учитель нач. классов
Волоткевич Е.А.


Челябинск

15