Конспект урока «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова


Обучение грамоте. Чтение
Тема: «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова.
Цель:
формировать умения учащихся в построении логической цепи рассуждения при нахождении «опасного места» для парных по глухости-звонкости согласных;
учить детей видеть «опасные места» для парных по глухости-звонкости согласных;
учить анализировать и сопоставлять звуковые модели, учить наблюдать, доказывать и делать умозаключения и выводы.
УМК: Гармония
Ход урока
Организация урока.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книга, ручка – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!
Речевая разминка.
Скороговорки
Краб крабу сделал грабли.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня на уроке мы узнаем об «опасностях письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова.
Работа над новым материалом.
Работа по доске
Учитель сообщает ребятам, что сегодня предстоит сделать новое важное открытие, и сразу приступает к наблюдениям. Сначала вспоминает объяснение того, почему при письме нельзя доверять безударным гласным. Работает на основе материалов букваря, но не открывайте его.
Уточнив, все ли знают, что такое ананас и арбуз, дает задание: послушать предложение, вслушиваясь в звуки слов, и сказать, какой гласный звук чаще всего повторяется. Произнесите, соблюдая нормы орфоэпии: Ананасы и арбузы – плоды.
Установив, что самый частый в этих словах безударный гласный [а], вспомнив, что на его месте всегда есть «опасность письма», предлагаете этот вывод ещё раз проверить.
Открывает запись предложения на доске, дети хором читают так, «как написано» и «как говорим», сравнивают звуки и буквы на их месте (ставят + и –), после чего подтверждают вывод и его объяснение: там, где безударные гласные, всегда есть «опасности письма», так как на месте одного и того же звука бывают разные буквы.
Учитель задает вопрос: «А как вы думаете, только ли на месте гласных звуков есть «опасности письма»? Нет ли их на месте согласных?».
Учитель предлагает понаблюдать: произнести слова ананас, арбуз, выделить, назвать и охарактеризовать последние звуки в словах.
Педагог чертит на доске рядом две чёрточки, символизирующие слова; показывает, что на конце находятся согласные звуки (добавляет «квадратики») и ждёт характеристики этих звуков.

Ученики говорят, во-первых, что звуки твёрдые глухие (Учитель вставляет внутри «квадратиков» по одной черте), а во-вторых, что звуки одинаковые, т. е. это один и тот же согласный звук.
К какой группе согласных относится звук [с]? (Ответить помогает «лента букв», в которой над соответствующей группой согласных есть значок парности.)
Тогда могу я оба наших одинаковых звука обозначить одним вот таким значком? (Ниже появляется значок парности.)

Первый шаг сделан. Далее учитель просит узнать, как пишутся эти слова, и открывает их запись на доске. Последовательно выясняя буквы, дополняет ими схему:

Какими же буквами может обозначаться при письме парный согласный [с], у которого есть звонкая пара? (Буквами с или з.)
Когда так бывает? (Когда этот звук находится на конце слова.)
Как считаете: можно доверять при письме такому звуку и писать, как слышишь? (Нет.) Почему? (Можно не ту букву написать ...)
Какой же вывод сделаем: на месте согласных звуков бывают «опасности письма»? (Да.) Как это показать в схеме? ...
Раз мы говорим об опасности допустить ошибку, как и на месте безударных гласных, то не придумывать новый значок, а воспользоваться тем, который уже есть, – точкой как сигналом светофора, «маячком». Согласны? Как же завершим нашу схему? (Поставим точки под знаком парного согласного звука и под буквами.) Только, ставя сигнал, будем ещё раз определять, когда на месте согласных есть «опасности письма».
(По схемам, исходной и окончательной, уточняется: «опасность» есть тогда, когда этот звук глухой парный, потому что у него есть звонкая пара; когда такой звук находится на конце слова.)
Чтобы не забывать наш новый очень важный вывод, внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме места».
Прежде всего поищем, куда поместить наше открытие о согласных. Где была часть, посвящённая гласным? (Слева.) Из чего видно, что слева показываются «опасные места» для гласных? (Сверху их значок.)
Может быть, кто-то догадается, где в таблице лучше всего сообщить об «опасных местах» для согласных? (Справа.) А как показать, что речь пойдёт о согласных? (Поместить туда их значок.)
Теперь таблица приобретает такой вид:

Физкультминутка.
Работа по букварю, упражнение в чтении.
Посмотрим, так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов букваря, и, читая слова, ещё раз проверим наш вывод.
Рассмотрев итоговую схему и ниже значок на жёлтой плашке (с.48), уточняете задание, которое этот значок теперь будет обозначать: искать и точкой отмечать «опасные места» среди парных согласных на конце слов.
Прочитайте задание авторов, данное над столбиками слов. Как будете его выполнять? (Читать так, как написано, а потом так, как говорим, и слушать согласные звуки на конце слова. Посмотреть на буквы и узнать: они такие же, как звуки, или нет.)Педагог предлагает узнать: только ли звуку [с], который может обозначаться буквами з и с, нельзя доверять? Есть ли «опасности письма» на месте других парных согласных?
Организуете чтение всех следующих материалов букваря (с. 48, 49) и ведёте наблюдения за буквами и звуками. Всё время подтверждаете: «И звуку … нельзя доверять, потому что и он может обозначаться разными буквами: … .На месте всех парных согласных, о которых мы говорили, на конце слова при письме есть опасность ошибиться в выборе буквы, а значит, это «опасные места».
Подведение итогов урока.
Дети, что мы сегодня делали на уроке? Какие звуки сравнивали?
Какими буквами обозначаются? Что они образуют? Как их называют?