Урок по грамоте в 1 классе Звуки [т], [т]. Буквы Т, т. Письмо букв Т, т. Диалог на тему «Телефонный разговор»


Звуки [т], [т']. Буква Т, т. Письмо букв Т, т. Диалог на тему «Телефонный разговор»
Цель урока:
познакомить с новыми звуками, научить распознавать их в словах; познакомить с новой буквой, научить читать и писать слоги;
развивать фонематический слух и связную речь, логическое мышление и внимание;
способствовать воспитанию любви к животным, взаимовыручки.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он ещё не решил, нужно ли ему идти учиться в школе. Давайте ему докажем, что в школе учиться интересно, можно получить много знаний.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
По «ленте букв» повторение изученных гласных и согласных.
- Ребята, расскажите Незнайке, с какими буквами мы уже познакомились. (а, о, у, ы, и, м)
- А какие буквы живут в красном домике? (буквы гласных)
- Почему звуки гласные? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог.)
- А какие буквы гласных живут на верхнем этаже? (это гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного.)
- А какие буквы гласных живут на нижнем этаже? (это гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного.)
- Дайте полную характеристику звуков [м], [м’] (согласный, звонкий, твёрдый; согласный, звонкий, мягкий.)3. Постановка проблемы. Открытие нового знания.
Игра «Услышь звук и обозначь буквой» слова: три (первый звук) и пять (последний звук).
Слогозвуковой анализ слова «три».
- Посмотрите на картинку и схему. Какое слово загадано? (три)
- Повторим это слово 3 раза. Сколько слогов в этом слове? (1)
- Почему? (один гласный звук [и])
- Повторим этот звук 3 раза. Дадим ему полную характеристику. (Согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Твёрдый).Слогозвуковой анализ слова «пять».
- Давайте произнесём это слово хором 3 раза. Сколько в нём слогов? Почему? (один, так как в слове один гласный)
- Дайте ему полную характеристику [т’] (Согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Мягкий.)- Почему мы не смогли обозначить звуки буквами? Почему возникло затруднение? (не умеем обозначать звук соответствующей ему буквой).
Физминутка.
Игра «Хлопни в ладоши».
Хлопнуть в ладоши один раз, если слышат в слове звук [т] и [ т’].
Глупый, маленький телёнок
Только вышел из пелёнок.
Вот тебе косыночка,
Ты, телёнок,- Зиночка!
Знакомство с буквами Т, т. 
- На что похожа буква? (картинки-рисунки)
Буква Т стоит на крыше,
      Телевизор в доме том.
      Т в антенну превратилась
                        И на крыше очутилась.
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Сравнение звуков [ т] и[ т’]
Учитель демонстрирует картинки, дети произносят первый звук слова, показывают сигнальными карточками, какой это звук: мягкий (зелёный цвет) или твёрдый (синий цвет).
Письмо элементов букв Тт. 
Письмо в воздухе; письмо по точкам; самостоятельное письмо. Самоанализ и взаимоанализ.- Обводим самую красивую букву.
- Помогите товарищу найти самую красивую букву.
Пальчиковая гимнастика.
4. Творческое задание.
Диалог на тему «Телефонный разговор»
- Привет.- Привет!- Как дела?- Нормально.- Что делаешь?- Да так, ничего.. играю.- Пошли вечером в кино на "Чебурашку"?- Ну пошли..
5. Первичное закрепление.
Чтение слияний - чистоговорок.
- А сейчас представьте, что мы мыши.
Ты-ты-ты – к нам пришли коты.
Та-та-та – не боимся мы кота.
Ти-ти-ти – их прогнали мы почти.
То-то-то – будем мы играть в лото.
Ту-ту-ту – наведём здесь чистоту.
6. Итог урока. Рефлексия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- Какой буквой на письме они отличаются?
- А сейчас давайте скажем Незнайке «До свидания!» Ему очень понравилось у нас, и он обязательно к нам ещё придёт.