Урок географии по теме Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые


Урок географии по теме "Географическое положение, история открытия, рельеф и полезные ископаемые"
7-й класс 
Цели и задачи урока:
Показать особенности географического положения материка Австралия.
Познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка.
Изучить особенности рельефа материка. Полезные ископаемые.
Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.
Материалы и оборудование:
Физическая карта мира
Политическая карта мира
Физическая карта материка Австралия
Контурная карта материка Австралия
Учебник
Атлас по географии 7 класс
Оборудование: интерактивная доска (или экран) и мультимедийный проектор, ПК
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковой, репродуктивный.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент.
Изучение нового материала я начну со стиха-загадки «Австралия – страна наоборот» Г. Усова (Ленинградская поэтесса)
Австралия – страна наоборот.Она располагается под нами.Там, очевидно, ходят вверх ногами,Там наизнанку вывернутый год.Там расцветают в октябре сады,Там в январе, а не в июле лето,Там протекают реки без воды(Они в пустыне пропадают где-то).Там в зарослях следы бескрылых птиц,Там кошкам в пищу достаются змеи,Рождаются зверята из яиц,И там собаки лаять не умеют.Деревья сами лезут из коры,Там кролики страшней, чем наводненье…
– О чем шла речь в этом стихотворении?
– Следовательно, тема нашего урока – АВСТРАЛИЯ.
II. Объяснение нового материала.
Особенности физико-географического положения (практическая работа с контурной картой Австралии).
История исследования материка (доклады обучающихся).
Рельеф и полезные ископаемые
Совершенствование умений и навыков работы с картой, учебником, атласом, контурными картами.
– Для того чтобы наглядно представить этот материк, давайте совершим с вами путешествие в эту загадочную часть света. (Слайды из презентации « Австралия – самый, самый…) Характеристика географического положения материка.
– У каждого ученика на столе лежит план описания географического положения материка. Для того, чтобы дать характеристику географического положения материка мы должны ответить на следующие вопросы:
В каких полушариях расположен материк?
Найти крайние точки материка, определить их географические координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
Какое положение он занимает относительно экватора, тропиков, полярных кругов и начального меридиана?
В каких климатических поясах расположена Австралия?
Какими океанами и морями омываются берега материка?
Какое положение материка относительно других материков и океанов?
Австралия расположена в южном полушарии, относительно экватора и в восточном, относительно начального меридиана.
Крайние точки материка:(Слайд 21)
на С. – мыс Йорк, 10°41? ю.ш.;
на Ю. – мыс Саут- Ист- Пойнт, 39°11? ю.ш.;
на З. – мыс Стип-Пойнт, 113°05? в.д.;
на В. – мыс Байрон, 153°34? в.д.
Протяженность Австралии в градусах с С. на Ю. – 28°70?, с З. на В. – 40°34?Протяжённость Австралии с С. на Ю. – 3200 км, с З. на В. – 4100 км.
Австралия расположена к югу, относительно северного полярного круга и экватора; южный тропик пересекает ее почти посередине; к северу от южного полярного круга и к востоку от начального меридиана.
Материк Австралия расположена в субэкваториальном, тропическом, субтропическом климатических поясах, а южная часть острова Тасмания расположена в умеренном климатическом поясе. (Слайд 22)
Австралия омывается водами Индийского океана на западе и водами Тихого океана на востоке. Также материк омывается морями: Тиморским на С-З, Арафурским на С., Коралловым на С-В, и Тасмановым на Ю-В. На севере в материк глубоко вдается залив Карпентария, на юге- Большой Австралийский залив. (Слайд 23)
По отношению к Южной Америке Австралия находится к востоку. К Северной Америке – на юго-востоке. По отношению к Антарктиде – на севере. По отношению к Евразии – на юго-востоке. По отношению к Африки – на востоке.
– Вдоль северо-восточной части Австралии, как бы повторяя очертания береговой линии, тянется на протяжении более 2,5 тыс. км самый большой в мире коралловый риф, называемый Большим Барьерным рифом. Более подробную информацию о коралловом рифе вы узнаете из сообщения учащегося (Слайд 24 )Большой Барьерный риф занёсён в список Всемирного наследия, ведь это крупнейший из ныне существующих коралловых рифов нашей планеты, растянувшийся более чем на 2500 километров и включающий в себя почти 3 тысячи рифов площадью от гектара до 100 км2 Согласно современным исследованиям, первые коралловые рифы на этом месте начали образовываться около 18 миллионов лет назад, но с течением истории старые рифы разрушались, а на их месте росли новые. Сегодня на поверхности воды можно увидеть лишь малую часть кораллов, и то во время отливов. Его общая площадь 348 698 км2 , что больше площади Великобритании. Ширина северной и южной его частей совершенно несоизмерима — на севере она составляет всего 2 километра, тогда как на юге доходит до 150 километров! Для роста кораллов необходимы особые условия. Температура воды не должна быть ниже 17,5 °C (идеальная температура 22—27 °C). Это объясняет, почему Большой Барьерный риф не распространился в южном направлении дальше тропика Козерога. Вода, в которой растут кораллы, должна обладать определённой соленостью, поэтому риф заканчивается у берегов Новой Гвинеи, где река Флай выносит в океан большое количество пресной воды.
История открытия и исследования Австралии.
– Австралия была открыта европейцами позже других обитаемых материков. Открытию препятствовали удаленность ее от Европы и обособленность. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Эту землю открыли голландцы. Большое значение для познания Австралии имела экспедиция голландского мореплавателя Абеля Тасмана в 17 веке и английского мореплавателя и исследователя Дж. Кука. Сообщения учащихся класса:
Абель Тасман.
Дж. Кук.
Рельеф и полезные ископаемые Австралии. (Рассказ учителя, работа учащихся с картами атласа)
III. Закрепление. Очертания береговой линии материка (игра-путешествие).
– Сегодня на нашем уроке присутствует знаток географической карты. Учащиеся называют географический объект, а знаток географической карты показывает его у доски на физической карте полушарий.
Пролив … (Торресов)
Море… (Коралловое)
Океан… (Индийский)
Море… (Тиморское)
Полуостров… (Арнемленд)
Океан… (Тихий)
Остров… (Тасмания)
Пролив… (Басов)
Залив… (Карпентария)
Море… (Тасманово)
Полуостров… (Кейп-Йорк)
Море… (Арафурское)
Залив… (Большой Австралийский)
Коралловый риф… (Большой Барьерный риф)
IV. Итог урока.
Повторение ключевых моментов по темам:
Особенности физико-географического положения.
История исследования материка.
Рельеф и полезные ископаемые.
V. Домашнее задание.
На контурную карту нанести элементы береговой линии, крайние точки, моря, заливы, проливы и океаны, омывающие Австралию.
Дополнительный материал к уроку
– Алмазы в Западной Австралии были открыты только в 1976 г., а уже через десять лет по их добычи она вышла на первое место в мире.
– Первые 11 парусных судов со ссыльными прибыли на юго-восточное побережье материка в 1788 г. после восьмимесячного плавания. Здесь было основано поселение, получившее затем название Сидней в честь тогдашнего министра колоний Великобритании. В 1988 г., когда праздновалось 200-летие Австралии, англичане в точности повторили плавание «Первого флота». А день 26 января, когда этот флот закончил свое плавание, с тех пор отмечается как национальный праздник Австралии.