Дидактическая игра – домино по математике для 10 класса по теме «Простейшие тригонометрические уравнения».


Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Риторика» разработана на основе
- нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год :Приказ от 31 марта 2014 г. №253
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения:: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.
Федеральный государственный образовательный стандарт ООО: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009года№373
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ Заливинская СОШ
- информационно-методических материалов:
7. Программы по риторике для основной школы (Автор программы Ладыженская Т.А. «Программа по риторике, 5-11 классы». Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» - даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Риторика» введен за счет часов формируемых участниками образовательного процесса.
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 5 классе – 1 час в неделю, 35 часов в год;6 класс-16часов в год;7 класс-19 часов в год;8 класс-20 часов вгод. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;
на уровне метапредметных результатов – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач и т.д.;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.
Содержание учебного предмета
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно: – риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; – риторические задачи; – риторические игры. Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов: • что сказал говорящий (пишущий); • что хотел сказать (написать); • что сказал (написал) ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную. Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа: • восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего; • каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта; • что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения; • являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения; • может ли быть несколько правильных решений этой задачи; • какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения. Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: – кто говорит – пишет (адресант); – почему (причина, мотив); – для чего, зачем (задача высказывания); – что – о чем (содержание высказывания); – как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.); – где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); – когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно). Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме риторических игр.
***
Многолетний опыт работы словесников, его низкая результативность убеждает, что развитие речи (включающее работу по культуре речи) как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает основной задачи риторики. Эта задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией.
5 класс (35ч.)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ Тема учебного занятия Основные виды деятельностиобучающихся1-2 Общение (2ч.)
Что значит общаться.
Собеседники, партнёры, коммуниканты. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.
Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста, рисунка, фрагмента.
Коммуникативная задача. Виды общения (1ч.)
3 Один – немного – много.
Словесное и несловесное общение. Определить вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).
Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации
Голос (3ч.)
4-6 Твой голос. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.
Распределять дыхание.
Произносить скороговорки, рассказывать докучные сказки.
Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.
Докучные сказки. Скороговорки. Учимся слушать (3ч.)
7-9 Слышать – слушать – понимать. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
Определять вид слушания и приёмы слушания.
Критически оценивать слушание собеседников.
Кто и как слушает. Два основных правила слушания. Учимся читать (3ч.)
10-12 Чтение – вот лучшее учение. Оценивать соответствие чтение заданий установке. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.
Умеем ли мы читать? «Чтоб вершки не хватать». Речь правильная и хорошая (2ч.)
13-14 Речь без ошибок. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
Искоренять ошибки в своей собственной речи.
Определять коэффициент лексического богатства речи. Определять нарушения в точности речи.
Чья речь богаче?
Говори – пиши точно. Учимся редактировать (3ч.)
15-17 Зачеркни ненужное. Находить коммуникативные недочёты.
Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.
Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочёты.
Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни). Будь вежлив (3ч.) 18-20 Просить – умолять – клянчить.
Вежливый отказ. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что суть истинной вежливости.
Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.
Вести этикетный диалог.
Что такое комплимент. Лесть – льстивые слова.
Похвала и похвальба. Речевые жанры (4ч.)
21-24 «Ключики - замочки». Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере его удалось реализовать.
Тема – микротема. Визитная карточка. Текст о тексте. Вторичные тексты (3ч.)
25-27 Понятие о пересказе. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого).
Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
Перескажи подробно. Перескажи кратко. Объявление (2ч.)
28-29 Что? Где? Когда?
Секреты устных объявлений. Составлять объявления устные и письменные.
Глашатаи и зазывалы.
Приглашаем развлечься. Что произошло хоть раз (3ч.)
30-32 Что такое рассказ.
Как он строится. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
Искоренять ошибки в своей собственной речи.
Определять коэффициент лексического богатства речи.
Определять нарушения в точности речи.
Кому и как надо рассказывать. Запиши свой рассказ. Спор (1ч.)
33 Что такое спор.
Как можно его избежать. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.
Вести этикетный диалог.
Сказки (2ч.)
34-35 Сказочная страна, её особенности.
Сказочные действия, герои, язык. Придумывать сказочные истории и рассказывать их.
6 класс(16ч.)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ Тема учебного занятия Основные виды деятельности учащихся
Общение (1ч.)
1 Адресат - кто он? Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.
Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста, рисунка, фрагмента.
Содержание речи.
Виды общения (1ч.)
2 Официальное – неофициальное общение Определить вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).
Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации
Несловесное общение (1ч.) 3 Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты
Выбирать средствообщения, уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения
Учимся слушать (1ч.)
4 Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания. Различать способы и приёмы слушания,выбирать способы слушания от ситуации общения. Соблюдать
правила собеседования.
Побеседуем (1ч.)
5 Беседа, ее особенности. Дружеская беседа. Применять полученныезнания в практике речевого общения.
Учимся отвечать (1ч.)
6 Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец. Строить развёрнутый ответ - устный текст, выбирать начало ответа.
Учимся читать (1ч.)
7 Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение. Применять полученные знания
Речь правильная и хорошая (1ч.)
8 Клише, штампы. Находки. Редактировать тексты, избегая речевыхштампов.
Редактирование изучаемых речевых жанров. Тексты и речевые жанры (1ч.)
9 Вежливое обращение. Похвальное слово. Различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим.
Вторичные тексты (1ч.)
10 Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров Различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим.
Объявление (1ч.)
11 Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв. Анализировать аннотацию, находить обязательные и факультативные элементы аннотации,определять вид аннотации.
Рассказы (2ч.)
12 Автор – рассказчик – герой рассказа.Услышанныйрассказ.Выдуманные истории. Определять коммуникативное намерение, составлять рассказ.
Спор(1ч.)
13 Как управлять спором. Если ты – ведущий Вести спор, соблюдая правила ведения спора; определять задачи спора.
Сказки и притчи(1ч.)
14 Сказочная страна, ее особенности Определять коммуникативное намерение, составлять рассказ.
Личное письмо (1ч.)
15 Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д. Знать характеристику письма, основные части письма.
Интервью (1ч.)
16 Особенности интервью. Как подготовиться к интервью. Подготовиться к интервью; работать в паре, составлять интервью.
7 класс (19ч.)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ Тема учебного занятия Основные виды деятельности учащихся
Общение (1ч.)
1 Модель речевой ситуации. Компоненты: Где? Когда мы общаемся? Анализировать и оценивать общение.
Виды общения (1ч.)
2 Личное - публичное, их особенности. Передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде.Определять особенности конкретного публичного общения в зависимости от особенностей аудитории, ее подготовки и т. д
Несловесные средства (1ч.)
3 Что мешает голосу «летать». Совершенствуем свой голос. Владеть своим голосом .Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем.
Помощники слова: взгляд, улыбка. Устная речь (1ч.)
4 Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и другие базы данных Определять уместность выбора темы, собеседника, тона высказывания и т. д.
Учимся отвечать (1ч.)
5 Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Применять риторические действия к созданию устных и письменных высказываний на этапе их подготовки, этапе речевой деятельности
Качества речи (1ч.)
6 Коммуникативные качества речи. Уместность. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Регулировать тон, соответствующий содержанию и задаче высказывания
Учимся читать учебную литературу (1ч.)
7 Изучающее чтение (учебная литература). Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Определять на этапе ориентировки цель изучающего чтения, вид работы для достижения этой цели.
Риторика уважения(1ч.)
8 Знакомство.
Совет.
Вежливое возражение. Анализировать речевые этикетные жанры.Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственныхценностей.. Выражать сочувствие, утешать, советовать.
Редактирование (1ч.)
9 Этапы редактирования. Культура цитирования. Определять уместность выбора темы, собеседника, тона высказывания и т. д.
Речевые жанры (1ч.)
10 Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля). Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Создавать и анализировать тексты указанных речевых жанров
Особенности делового стиля.
Заявление.
Объяснительная записка Составление плана, тезисов, конспекта Создавать и анализировать тексты указанных речевых жанров
Публичная речь (1ч.)
11 Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная Применять риторические действия к созданию устных и письменных высказываний на этапе их подготовки, этапе речевой деятельности. Определять особенности устной речи и объяснять их появление.
Учимся спорить (1ч.)
12 Тезисы и аргументы. Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные).
Культура спора. Составление плана, тезисов, конспекта Определять в аргументации суждения и аргументы, их типы.
Вторичные тексты (1ч.)
13 Отзыв.
Рецензия на сочинение товарища. Выбор и использование выразительных средств языка Применять риторические действия к созданиюустных и письменных высказываний на этапе их подготовки, этапе речевой деятельности
Необычные (поликодовые) тексты(1ч.)
14 Понятие о поликодовом тексте, его особенности. Создание письменных высказываний Применять риторические действия к созданию устных и письменных высказываний на этапе их подготовки, этапе речевой деятельности
Прецедентные тексты (1ч.)
15-16 Чужая речь в тексте. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста Определять речевые жанры, их особенности. Анализировать текст с цитатами, способы включения цитат
Бытовые жанры (1ч.)
17 Беседа и разговор. Понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создавать указанные жанры устной речи
Г азетные жанры (1ч.)
17-19 Хроника.
Заметка.
Репортаж. Выбор и использование выразительных средств языка Создавать указанные жанры устной речи.
8 класс (20 ч.)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ Тема учебного занятия Основные виды деятельности учащихся
Общение (1ч.)
1 Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию):
изобретение;
расположение;
выражение;
запоминание;
произнесение. Реализовывать разные коммуникативные намерения запоминание , произнесение изобретение и т. д.
2 Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины
коммуникативных неудач и ошибок.
Развитие самоконтроля. Определять дистантное и контактное общение, подготовленное и неподготовленное, их соответствие речевой ситуации; пользоваться средствами дистантного и контактного общения, приемами подготовки к устным высказываниям Характеризовать состояние ком. Грамотности в России.
Виды общения (1ч.)
3 Контактное - дистантное общение, их особенности. Подготовленная - частично подготовленная - неподготовленная речь. Определять дистантное и контактное общение, подготовленное и неподготовленное, их соответствие речевой ситуации; пользоваться средствами дистантного и контактного общения, приемами подготовки к устным высказываниям
Несловесные средства (1ч.)
4 Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий. Анализировать летящий голос; составлять для себя голосовой сценарий.
Несловесные средства (1ч.)
5 Поза, ее коммуникативное значение.
«Г оворящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах.
Молчание - золото? Уметь определять особенности позы, их значение в общении; характеризовать рисунках позы говорящих, их жесты и мимикуУметь пользоваться молчанием как средством общения
Устная речь (1ч.)
6 Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д.
Приемы подготовки. Уметь определять особенности позы, их значение в общении; характеризовать.
Учимся отвечать (1ч.)
7 Инструктивная речь.
Сравнительная
характеристика.
Группировка и
классификация
(обобщающеевысказывание). Анализировать структуру развернутых учебных ответов, определять их особенности; строить четкие по своей структуре сравнительные высказывания, инструктивную речь, групповую,классификационную речь.
Качества речи (1ч.)
8 Качества речи. Выразительная речь. Определять средства выразительности в тексте; редактировать текст, обогащая его выразительными средствами; пользоваться средствами выразительности, учитывая замысел автора
Учимся читать учебную литературу (1ч.)
9 Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. Реферативное сообщение.Реферат (письменный). Различать тезисы, конспект, реферат; превращать тезисы в конспект и наоборот, уметь создавать реферат
Риторика уважения (1ч.)
10 Утешение. Определять коммуникативную задачу текста утешения, его вид, особенности структуры, способ и речевые формулы утешения; строить текст утешения , участвовать в этикетном диалоге утешения
Редактирование (1ч.)
11 Лингвистические словари. Словарная статья. Уметь пользоваться лингвистическими словарями и словарными статьями.
Речевые жанры (1ч.)
Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).
Отчет о работе кружка.
Автобиография.
Протокол. Создавать личное официальное письмо в элементарных случаях
12 Анализировать деловые жанры; вести деловую переписку, протокол, отчёт кружка , отчитываться
Публичная речь (1ч.)
13 Информационная речь: ее разновидности. Оценивать аргументы оппонента, их правдивость; находить свои аргументы и способы доказательства, пользоваться выражениями согласия и вежливого возражения.
Учимся спорить (1ч.)
14 Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом.
Культура выражения несогласия. Оценивать аргументы оппонента, их правдивость; находить свои аргументы и способы доказательства, пользоваться выражениями согласия и
Вторичные тексты
Инсценировка. Анализировать инсценировку, выделять ее структурные части; создавать инсценировку на основе небольших текстов
Необычные (поликодовые) тексты (1ч.)
15 История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией. Составлять автобиографию Уметь анализировать структурно-смысловые особенности биографии и автобиографии; создавать автобиографическое повествование
Прецедентные тексты(1ч.)
16 Понятие о прецедентныхтекстах. Определять чужую речь в готовом тексте, уместность ее использования; использовать чужую речь в своем тексте
Бытовые жанры(1ч.)
17-18 Характеристика. Похвальное торжественное слово.
Застольное слово. Отличать тост от других форм устной непринужденной речи, анализировать тосты.
Г азетные жанры(1ч.)
19-20 Портретный очерк, его особенности. Создавать портретный очерк
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя: Для обучающихся:
Бумажные носители
1.Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 2004.
2.Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М., 2002.
3.Левин В.А. Воспитание творчества.- М.,2005.
4. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 2004.
5.Кохтев Н.Н. Риторика. М., 2002.
6.Смелкова З.С. Азбука общения. Самара,2008.
7. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 2006.
8. Речь, речь, речь. Книга для учителя под редакцией Т.А.Ладыженской. М.,2006.
9. Волков А.А. Основы риторики. М.,2009.
10. Сыч в О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров. М., 2006.
11. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи. Русская речь, 2004.
12.Иванова С.Ф. Риторика завоевывает место в школе. М.,2009 1.Школьная риторика:5класс:Учебное пособие для общеобразовательной школы.В 2ч./ Под ред.Т.А. Ладыженской-М.:Ювента; Балласс,2013.-160с.:ил.
Материально-техническая база
1 Компьютер
2 Проектор
3 Раздаточный материал по темам курса
Экранно-звуковые пособия
1. Презентации к занятиям.
2. DVD фильмы.
Планируемые результаты
Оканчивая 5 класс, учащиеся научатся:
1. анализировать и оценивать общение и речь, уметь общаться, а именно:
умело вести в разных ситуациях общение, быть хорошим собеседником
видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение
отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и недочеты, уметь различать произносительные нормы, лексические, грамматические
редактировать чужой и свой тексты (убирать лишнее, включать недостающее, заменять неудачное выражение)
правильно читать, слышать и слушать собеседника, говорить комплименты
2. создавать тексты, речевые жанры, а именно:
пользоваться схемой построения рассказа, создавать свой рассказ, выделять в своем рассказе основные компоненты построения
выделять в теме – микротемысоставлять объявления, афиши, визитные карточки
создавать сказку, используя основные сказочные действия, сказочный язык
3. работать над своим звукопроизношением, речевым дыханием.
Оканчивая 6 класс, учащиеся узнают:
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета;
научатся:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы; объяснять значения слов.
• успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,);• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога и диалога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
В результате изучения программы по риторике учащиеся 7 класса смогут:
знать пути развития риторики в Древней Греции, Риме, России;
определять замысел речи-абзаца;
выделять тезис в небольших текстах;
анализировать, экспертировать;
изобретать собственные тексты в жанре сообщения, послания, размышления;
находить в тексте украшения речи, тропы (метафору, гиперболу, эпитеты, сравнения, символы) и риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.); выступать с короткими сообщениями по собственному плану; составлять план и конспект лекции;
задавать вопросы различных типов;
участвовать в дискуссиях, диспутах, спорах с соблюдением логических и этико-психологических законов и правил, последовательно и доказательно отстаивать собственные убеждения;
высказывать свое независимое мнение относительно того или иного события, поступка, происшествия, факта и т.д.;
имитировать научные споры, разрешать конфликтные ситуации;
участвовать в проектной деятельности.
В результате изучения программы по риторике учащиеся 8 класса смогут:
В конце учебного года достигаются планируемые результаты по риторике:
- позитивное отношение к миру, к личности, предмет учит детей оценивать свою и чужую речь, развивает аналитические навыки, -учит адекватному речевому поведению, помогает ребенку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении.