Методическая разработка урока «Природно – территориальные комплексы» (8 класс)


Методическая разработка урока «Природно – территориальные комплексы»
Введение
Актуальность методической разработки - в условиях введения ФГОС ООО ряд учителей основной школы, в силу недостатка времени, не имеют возможности посетить уроки коллег начальной школы и погрузиться в процесс формирования УУД в рамках уроков. Данная разработка является планом подготовки урока по формированию смыслового чтения на уроке географии. Выбранная тема является достаточно простой для самостоятельного изучения обучающимися 8 класса. Содержание урока помогает ученикам понять суть природного районирования нашей страны. Основными трудностями при проведении урока становится недостаточная скорость чтения отдельных учеников и низкий уровень сформированности действий по структурированию материала параграфа. Положительными моментами реализации данной разработки можно считать – совершенствование навыков критического подхода к выбору информации для решения конкретной учебной задачи, отработка навыков объективного взаимооценивания.
Цель методической разработки – разработать и представить план разработки урока по формированию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в ходе работы с текстом и изображениями объектов природы.
Задачи методической разработки:
разработать основу конструкта урока;
выделить УУД, формируемые в результате осуществления различных видов деятельности на уроке;
разработать конструкт урока с аргументацией действий учителя и обучающихся для достижения планируемых действий.
В методической разработке конкретизируются теоретические основы технологии продуктивного чтения. Для каждого этапа описанного в технологии описаны приёмы работы, формируемые УУД, показатели выполнения задачи (для оценивания).
Основная часть
Конструкт урока по теме «Природное районирование»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока (для учителя): продолжить формирование навыков продуктивного чтения и объективного взаимооценивания.
Задачи урока (для учителя):
Образовательные:
Сформировать знание о значении природного районирования территории России;
Закрепить навыки работы с незнакомым текстом;
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления у учащихся (анализ, обобщение, классификация на основе анализа);
создать условия для развития познавательного интереса к предмету.
3. Воспитательная:
содействовать формированию у обучающихся целостной картины мира;
продолжить формирование умений слушать собеседника и вести диалог в классе.
Средства обучения: атласы, электронная презентация, ПК учителя, интерактивная доска, проектор, задания для интерактивной доски.
Учебник Баринова И.И., «География. Природа России», 8 класс.
Цель урока (для ученика): понять, принципы и необходимость природного районирования территории.
Задачи (для ученика):
освежить навыки работы с текстом учебника;
найти новые термины и понятия;
сформулировать цель урока;
найти в тексте учебника определения «ПТК»;
составить схему «Иерархия ПТК»;
предложить план характеристики природной зоны России.
Методы обучения:
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности
Словесные – беседа (в ходе беседы обучающиеся вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенную информацию, делают выводы, подыскивают новые примеры географических объектов. Учатся вести диалог.)
Наглядные - обучающиеся самостоятельно классифицируют незнакомые иллюстрации (природные и антропогенные ПТК), выстраивают логическую цепочку соподчинения ПТК разного уровня.
Практические – в данном случае происходит развитие навыков структурирования и систематизации информации найденной в ходе изучения нового материала.
По степени самостоятельности мышления.
Частично – поисковый. Применяется для активизации у учащихся познавательной активности и развития умений выбирать из большого объёма только нужную информацию.
По степени управления учебной работой.
Под руководством преподавателя – осуществляется контроль времени на выполнение заданий, помощь в идентификации иллюстраций.
Методы стимулирования интереса к учению.
Актуализация субъективного опыта обучающихся. Использование разнообразных источников информации, поддержание оптимального темпа урока.
Методы письменного контроля и самоконтроля
Составление схемы, отражающего способность обучающихся структурировать знания, получаемые в ходе урока; поиск и выписывание определения природно – территориального комплекса, взаимоконтроль в парах.
Структура урока
Этапы урока (время), задачи Содержание этапа Деятельность (УУД): Л – личностные, К – коммуникативные, Р – регулятивные, Оценивание (показатели выполнения задачи)
учитель ученик Организационный (1‘), Подготовка обучающихся к работе, определение
содержательных рамок. Приветствие,
Проверка готовности к уроку.
Приветствие. Здороваются, готовят недостающие учебные принадлежности. Визуальный контроль (наличие учебника, атласа, тетради, письменных принадлежностей).
Работа с текстом до чтения (8)
Развитие умения выделять незнакомые термины, понятия и акцентировать на них внимание;
Формулирование цели урока. Вопросы по тексту параграфа 21;
Цель урока «Знать особенности районирования для рационального природопользования». Предлагает бегло ознакомиться с текстом параграфа;
Выясняет, какие возникли вопросы по тексту;
Формулирует тему урока;
Помогает поставить цель к уроку. Бегло просматривают текст параграфа 21 (Р);
Выделяют новые понятия (Л);
Предлагают формулировки целей урока (Л, К). Визуальный контроль;
Обучающиеся могут выделить в качестве новых понятий «Природно территориальный комплекс», «Фация»;
Формулируют цель урока, близкие по содержанию к эталону.
Работа с текстом во время чтения (15)
Развитие умения выделять определения и характеристики ПТК из массива текста;
Развитие умений структурировать информацию текста в виде схемы;
Актуализация субъективного опыта через приведение примеров ТПК разного уровня;
Развитие умений классифицировать иллюстрации. Определение понятия «Природно-территориальный комплекс»;
Краткая характеристика природно-территориальных комплексов различного уровня;
Приведение примеров природно-территориальных комплексов разного уровня. Предлагает внимательно вторично прочитать текст параграфа 21;
Формулирует задания этапа «Выписать определение ПТК», составить схему «Иерархия ПТК»;
Объясняет критерии правильного составления схемы (наличие графических элементов, верная последовательность уровней, краткие характеристики уровней, наличие собственных примеров);
Регламентирует работу с текстом учебника;
Корректирует выполнение работы по результатам визуального контроля. Внимательно читают текст параграфа (Р, Л);
Выписывают и зачитывают определение понятия «Природно-территориальный комплекс» (Р, Л);
Составляют схему «Иерархия ПТК» (Р, Л). Визуальный контроль;
Составленная схема соответствует предъявленным требованиям;
Верно выписано определение «ПТК»;
Обучающиеся выполняют работу в отведённый промежуток времени.
Работа с текстом после чтения (рефлексия) (13).
Достижение понимания текста;
Рефлексия на уровне классификации незнакомых иллюстраций;
Продолжение формирования навыков взаимооценки. Выстраивание схемы на интерактивной доске для сравнения с эталоном;
Проверка схем одноклассников, выставление отметок;
Классификация иллюстраций ПТК;
Формулирование определения «Антропогенные ПТК»;
Показ по карте ПТК, перечисленных в тексте параграфа.
Предлагает обменяться тетрадями для взаимопроверки;
Напоминает критерии оценивания схемы;
Объясняет задания для интерактивной работы по проверке результатов составления схемы «Иерархия ПТК»;
Объясняет задание на классификацию иллюстраций;
Объясняет задание на проверку навыков ориентации по физической карте России.
Выстраивают верную последовательность ПТК разного уровня, зачитывают краткую характеристику ПТК различного уровня, подбирают примеры (К, Л);
Сопоставляют результаты работы одноклассников с эталоном схемы на доске (Р, К);
В соответствии с критериями оценивают работу одноклассников и выставляют отметки (Р, К);
Комментируют и оценивают работу у доски (Р, К);
Распределяют по 2 столбцам иллюстрации ПТК природного и антропогенного происхождения, формулируют определение, что такое антропогенные ПТК (Р, К, Л);
Показывают по физической карте ПТК регионального масштаба (перечисляемые одноклассниками) (Л, К). Уровни ПТК выстроены в верном порядке, правильно дана характеристика уровней ПТК, без ошибок подобраны примеры;
Правильно классифицированы иллюстрации природных и антропогенных ПТК;
Отметки выставлены объективно в соответствии с предъявляемыми критериями.
Домашнее задание (3‘).
Сформулировать задание на дом. План описания природной зоны России, цель характеристики природной зоны. Объясняет домашнее заданиез зультатов заполнения черновика таблицы, коррекция записей.ление инированности (соблюдение эстетических правил оформления т. Записывают домашнее задания (Р). Визуальный контроль учителя (записи в дневниках).
Аргументация действий учителя и ученика
Действие Учитель Ученик
Приветствие, проверка готовности к уроку. Установление дисциплины, обеспечение необходимыми инструментами для качественной работы (учебник, атлас, готовые схемы, ручка). Проверка наличия инструментов и материалов для ведения записей, настрой на плодотворную работу.
Объяснение целей и задач урока. Описание значимости изучаемого материала в организации рационального природопользования. Выявление незнакомых понятий для дальнейшего внимательного изучения текста, объясняющего суть данных понятий.
Работа с текстом параграфа. Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся через структурирование информации текста учебника. Демонстрация понимания текстового географического материала, умения пользоваться необходимыми источниками информации для выполнения поставленной задачи, расширение кругозора на основании дополнений одноклассников.
Сопоставление результатов работы одноклассников с образцом. Формирование предметной, регулятивной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся через проверку и взаимопроверку результатов составления схем. Закрепление навыков структурирование информации для облегчения понимания сути учебного материала, коррекция и оценка результатов работы одноклассников. Закрепление умений объективного оценивания результатов работы.
Работы с заданиями интерактивной доски Формирование предметной, регулятивной, коммуникативной и информационной компетенций через рецензирование работы одноклассников у доски. Закрепление умений рецензирования ответов одноклассников, закрепление изученного на уроке нового материала.
Проверка заполнения схемы (рефлексия). Фиксация успехов и трудностей работы, формирование коммуникативной компетенции. Сравнение схемы одноклассника с эталоном, коррекция результатов работы (дополнение объёма материала, исправление ошибок).
Ожидаемые действия:
Личностные:
Формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения критически подходить к отбору информации для заполнения схемы.
Предметные:
Формирование знаний об особенностях ПТК различного уровня;
Развитие умений работы с текстовым источником информации для приобретения новых знаний (текст учебника, задания для интерактивной доски);
Формирование знаний о разнообразии ПТК.
Метапредметные:
Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, планирования своей деятельности для достижения максимального результата;
Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её структурирование;
Формирование навыков объективной взаимооценки.
Критерии оценивания схемы:
«5» В правильном порядке выстроены уровни ПТК, дана краткая характеристика уровней, приведены примеры.
«4» Уровни ПТК выстроены в верном порядке, дана слишком подробная характеристика, приведены примеры;
Уровни ПТК выстроены в верном порядке, дана краткая характеристика, не приведены примеры (или примеры не верны);
«3» Иерархия ПТК не прослеживается, дана краткая характеристика, не приведены примеры.
Другие варианты результатов работы корректируются на уроке.
Приложения.
Эталон составления схемы «Иерархия ПТК»


глобальный Географическая оболочка – охватывает взаимопроникающие и постоянно взаимодействующие тропосферу, гидросферу, верхние слои литосферы и биосферу


региональный ПТК, формирующиеся в результате влияния факторов широкого радиуса действия: тектонических движений, солнечной радиации (природные зоны: тайга, смешанные леса, тундра и др.)
Локальный (фация) Элементарная неделимая географическая единица, однородный комплекс (болото, коралловый риф и др.)
Критерии оценивания классификации природных и антропогенных ПТК
«5» - верное самостоятельное размещение иллюстраций в столбцах, самостоятельное формулирование определения «Антропогенные ПТК».
«4» - верное не самостоятельное размещение иллюстраций в столбцах, затруднения в формулировке определения.
«3»- ошибки в классификации, формулировка определения по наводящим вопросам.
Эталон классификации ПТК
Природно-территориальные комплексы

Природные Антропогенные



В определении говорится, что антропогенные ПТК созданы при участии человека.
Источники информации
http://pedsovet.suhttp://минобрнауки.рф/документыhttps://yandex.ru/images Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2003. с. 118 - 120