«Здоровьесберегающие технологии в коррекционно — образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС»

Хохлова Наталья Анатольевна
воспитатель логопедической группы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
с группами для детей с нарушениями речи» № 40,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционно - образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС»
.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
Сущность сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и роль образовательных учреждений в ее разрешении подчеркивается законом РФ «Об образовании» гл. I. ст. 2. «Принципы государственной политики в области образования» и гл. V. ст. 51. «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Наше дошкольное образовательное учреждение постоянно осваивает комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Актуальность проблемы значительно обостряется и тем, что многочисленные статистические данные констатируют негативные тенденции в ухудшении здоровья детей.
Существующие разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников практикуются в работе с дошкольниками нашего учреждения. Применение здоровьесберегающих технологий помогло улучшить показатели сохранности здоровья наших воспитанников.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. На современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, тем самым возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому в оздоровительно – коррекционной работе с детьми, которая включает в себя взаимосвязь традиционных и нетрадиционных методов, мы создали такую коррекционно - образовательную систему, которая не только сохраняет здоровье ребенка, но и «преумножает» его. С некоторыми из таких методов, которые используем в своей работе, мы хотим познакомить вас.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно - сосудистой системы ребенка, обменные процессы, повышается иммунитет.
Развитие мелкой моторики. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи
Физкультурные минутки включают в занятия при проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания..
Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Логоритмические занятия, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей речевой моторики.
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи, речевого аппарата.
Зрительная гимнастика. Комплексы упражнений для глаз полезны всем в целях профилактики нарушений зрения.
Песочная терапия. Наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка.
Су – Джок терапия. Это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанный южно – корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Самомассаж – массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным
Кинезеологические упражнения, направлены на формирования и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо-нос», «Зомок
Аурикулотерапия. Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су – Джоке). Воздействие осуществляется путем массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до легкого покраснения и появления чувства тепла.
Фитотерапия. Лечение с помощью лекарственных растений рекомендуют использовать при различных речевых аномалиях
Ароматерапия. Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.
Музыкотерапия. Это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Хромотерапия. Терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Имаготерапия. Тетрализация психотерапевтического процесса (образ). В основележит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия. Один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя.
Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.
Применение нетрадиционных методов коррекции нельзя рассматривать изолированно, самостоятельными и самодостаточными. Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками дают положительные результаты: снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения; формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; развитие общей и мелкой моторики, повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации.
Литература
1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
2.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2 С.21-28.
3.Бушлякова Р.Г. Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего возраста. http//festival.1september.ru
4.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2003
5.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 1999.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
















15