Формирующее оценивание на уроке математике в рамках изучении темы: Десятичные дроби


Стифорова Анна, СГСПУ, IV курс
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Предмет: математика
Класс: 5
Цель урока: формирование алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, его применения при решении задач
Планируемые образовательные результаты:
предметные
- сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
- применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей к решению задач;
личностные
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в решении поставленных целей;
метапредметные
- умение ставить перед собой цель и планировать деятельность в соответствии с поставленной целью;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- умение вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран.
Методики формирующего оценивания: таблица ЗУН (цель: выявление новых знаний, которым научились учащиеся, сравнение этих знаний с тем, что они уже знали и выявление новых потребностей в знании); лист рефлексии (цель: создать условия учащимся для самоанализа и самооценки результатов работы на уроке)
Структура и ход урока:
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяВремя Формируемые УУД.
1 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимание.
Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам, затем записать число, классная работа.
А начнем мы наш урок с умной мысли:
«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».
Д. Пойа
Сегодня мы как раз и попробуем это сделать. Приветствуют. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают
число, вид работы. 2 Регулятивные:
организация своей учебной деятельности.
прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные:
умение слушать,
планирование учебного сотрудничества.
2 Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение. 1.Прочитайте числа:
2,327; 0,15; 2,4; 321,503.
2.Сравните дроби:
а) 3,4 и 3,19;
б)6,40 и 6,4;
в) 0,31 и 0,126;
г)0,413 и 0,6.
3.Выразите в сантиметрах и дециметрах:
3 дм;
3, 25 м;
0,3 м;
17,5 дм.
4.Задача Ручка стоит 15,36р, а карандаш 9,25р. Сколько стоят карандаш и ручка вместе? На сколько ручка дороже карандаша?

-Какое задание нужно выполнить?



- Почему у вас возникло затруднение?

Заполните таблицу ЗУН.
-Что нам предстоит сегодня выяснить?


-Какая же будет тема урока?
-Абсолютно верно.
-А теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока.

-Запишите тему урока “Сложение и вычитание десятичных дробей” в тетрадь. 1. Читают

2.Сравнивают
3,4 >3,19;
6,40 = 6,4; 0,31 > 0,126;
0,413 < 0,6.
3.Выражают

30 см;
325 см;
3 дм;
175 см.
У детей возникает затруднение.



Сложить десятичные дроби, выполнить вычитание десятичных дробей.

Не знаем алгоритм сложения десятичных дробей.
Нам предстоит выяснить, как складывать и вычитать десятичные дроби.
Сложение и вычитание десятичных дробей.

Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.
Записывают тему урока. 5 Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
постановка цели учебной задачи,
планирование этапов решения задачи.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
слушать и вступать в диалог.
3 Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний.
-Подумайте отличается ли правило сложения десятичных дробей от правила сложения натуральных?

-Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, выполним № 703 из учебника.
Демонстрация ЭОР на экране.





-Если вы все выполнили правильно, то ваш вывод будет таким.
-Давайте сформулируем его.
-А как вы думаете отличается ли правило вычитания десятичных дробей от правила вычитания натуральных?
Найдите разность: 4,78 – 2,54.
Демонстрация ЭОР на экране.
-Вы правы. Правило аналогичное.


-Давайте его сформулируем.

У детей возникает затруднение.


Выполняют в тетрадях №703(вычисляют и сравнивают результаты каждой пары, предварительно слагаемые вносят в таблицу разрядов).
1) 56 и 5,6;
2) 683 и 6,83;
3) 582 и 0,582.
Сложение десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно.
Думаем, что аналогично сложению.


Записывают пример в тетрадях
4,78
- 2,54
2,24
Вычитание десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно. 7 Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
структурирование знаний.
подведение под понятие.
Регулятивные:
целеполагание,
выдвижение гипотез
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог
коллективное обсуждение проблем (при необходимости).
4 Физминутка.
-Выполняя умственную работу необходимо расслабляться. -Давайте немного отдохнем. Слушают и выполняют упражнения. 1 Личностные:
осознание ценности здоровья
5 Закрепление изученного на уроке. -А теперь давайте вернемся к задаче, которую мы затруднились выполнить в начале урока.
4.Задача Ручка стоит 15,36р, а карандаш 9,25р. Сколько стоят карандаш и ручка вместе? На сколько ручка дороже карандаша?
-Теперь мы с вами знаем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
-Кто желает решить эту задачу у доски?

Решение упражнений по учебнику. №705(а, б, в, г)

№708

Желающий ученик выходит и выполняет задачу у доски, комментируя решение.
1) 15,36
+ 9,25
24,61 (р.)
2) 15,36
- 9,25
6,11(р.)
Ответ: 24,61р., на 6,11р.
Остальные работают в тетрадях. Проверяют, исправляют возможные ошибки.
Желающие ученики решают их в столбик у доски с проговариванием алгоритма.
Решение №705
а) 272,30 б) 15, 000
+ 34,15 + 8,009
306,45 23,009
в) 78,7800 г) 42,00
+ 0,0078+ 3,08
78,7878 45,08
Решение №708
1) 1,16 2) 0,43
- 0,14 - 0,38
1,02 0,05
3) 12,561 4) 67,250
- 1,340 - 21,781
11,221 45,469 10 Познавательные:
рефлексия способов и условий действия,
анализ и синтез объектов.
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог,
коллективное обсуждение при необходимости.
6 Самостоятельная работа на компьютере. ЗаданиеПредлагает открыть страницу заданного сайта и выполнить два задания. Учитель консультирует в случае необходимости.
Выполняют задание 1 и задание 2 на компьютере, проверяют ответы.
Выполните сложение:
а) 27,35 + 24,045 =
б) 33,29 + 17,001 =
в) 44,05 + 93,55 =
г) 28,46 + 261,046 =
Выполняют
Выполните вычитание:
а) 39,35 – 24,065 =
б) 75,79 – 41,091 =
в) 24,66 – 13,77 =
г) 27,28 – 1,33 =
Записывают количество правильных заданий. 10 Регулятивные:
контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено, что предстоит усвоить
7 Итог урока, оценивание знаний.
Рефлексия. -Какие цели в начале урока мы поставили?



Заполните лист рефлексии-Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.
Заполняют лист рефлексии 3 Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные:
оценка своей деятельности в рамках урока.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог
8 Домашнее задание Задает дозированное домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению.
Учебник
Математика. 5 класс: учеб.: для учащихся общеобразоват. учреждений /Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Шварцбурд С.И. – 31-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2013.: ил.
№ 706, № 710. Учащиеся записывают домашнее задание, обсуждают и задают вопросы учителю при необходимости 2