Конспект урока по математике Сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 10


Конспект урока
Учебный предмет: математика.
Класс: 1 «Б».
Тема: Закрепление вычислительных навыков. Сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 10.
Ход урока:
Организационный момент
Внимание, девочки и мальчики!
Приготовьте ручки, разомните пальчики.
Мы будем сегодня считать,
Складывать и вычитать.
И задачи, задачи решать!
Устный счёт
У: По традиции начнём урок с устного счёта. Поработаем с нашей любимой таблицей «Числа 1-100». Какие числа из этой таблицы мы уже хорошо изучили?
Д: Числа от 1 до 10 (или числа первого десятка).
У: Назовите самое маленькое число в таблице.
Д: 1.
У: Назовите самое большое число в таблице.
Д: 100.
У: Как можно назвать одним словом числа от 1 до 9?
Д: Однозначные.
У: Почему они так называются?
Д: Они записываются одной цифрой.
У: А как называются числа от 10 до 99?
Д: Двузначные.
У: Как же будет называться число 100?
Д: Трёхзначное.
Учитель вызывает к доске ученика и задаёт вопросы по таблице.
У: Покажи и назови все круглые числа. Почему эти числа называются круглыми? Сколько в числе 30 десятков? А сколько в числе 60 десятков?
Выходит второй ученик.
У: Покажи и назови все чётные числа третьего десятка. Покажи и назови все нечётные числа пятого десятка. Найди, пожалуйста, число 63. Между какими числами оно находится? Сколько в числе 63 десятков? А сколько единиц?
У: Молодцы, ребята! Мы пока ещё не работали с двузначными числами в учебнике, но благодаря этой таблице уже познакомились с ними. В дальнейшем нам будет гораздо легче изучать двузначные числа.
А сейчас я попрошу вас положить перед собой наши деревянные палочки. Поработаем с ними. Отложите, пожалуйста, в сторону 3 десятка. Как мы это делаем?
Д: Откладываем 3 пучка по 10 штук.
У: Добавьте к ним 5 единиц. Что мы делаем?
Д: Докладываем 5 палочек.
У: Какое получилось число? Кто мне его покажет в таблице? (35)
У: Уберите 1 пучок. Сколько осталось десятков?
Д: 2 десятка.
У: А единиц?
Д: 5 единиц.
У: Покажите мне это число в таблице.
Д: 25
У: А теперь я вам показываю число. А вы выложите мне его с помощью палочек.
Учитель показывает число (44). Дети выкладывают 4 пучка и 4 отдельные палочки.
У: Сколько в этом числе десятков? А сколько единиц?
Д: 4 десятка и 4 единицы.
У: Какое число я вам сейчас показываю?
Учитель держит перед собой 2 пучка и 3 палочки.
Д: Число 23
У: Сколько в нём десятков?
Д: 2 десятка.
У: А сколько единиц?
Д: 3 единицы.
У: Молодцы! Спасибо. Пока уберём все палочки в правый угол стола. А теперь придвиньте к себе ближе разрезные карточки с цифрами. Поработаем с другой таблицей. Я показываю вам пример, вы показываете мне результат.
Ученики работают с табличными случаями сложения и вычитания чисел в пределах 10.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Решение задач.
У: А сейчас пришло время решать задачи. Мы это очень любим. Перед вами рисунок к задаче (учитель вывешивает на доску рисунок к задаче). Составьте, пожалуйста, задачу по этому рисунку.
Дети предлагают несколько задач (выслушиваются 2-3 варианта).
У: Решим Машину задачу. Маша, иди к доске. А вы в тетрадях посередине записывайте: «Задача 1». Рисунок у нас есть на доске. Мы не будем его рисовать в тетрадях. А сразу после слова задача запишем решение. Маша, напомни нам свою задачу.
Д: «У Коли было 8 яблок. 4 яблока он отдал Вите. Сколько яблок осталось у Коли?».
У: О чём говорится в задаче?
Д: О яблоках.
У: Что нам известно?
Д: У Коли было 8 яблок, 4 яблока он отдал.
У: Что не известно? Что нужно узнать?
Д: Сколько яблок осталось?
У: Как мы это узнаем?
Д: Нужно 8 – 4 = 4.
У: Почему мы вычитаем?
Д: Коля отдал яблоки, у него стало меньше, чем было.
У: А какое слово нам подсказывает, что нужно вычитать?
Д: В вопросе слово «осталось», подсказывает, что нужно вычитать.
У: Записываем решение:
8 – 4 = 4 (я.)
Что осталось сделать?
Д: Записать ответ.
У: Как ответим на вопрос задачи?
Д: Осталось 4 яблока.
У: Пишем: 4 яблока. Садись, Маша.
Что у меня на следующей карточке?
Д: Чертёж.
У: Составьте, пожалуйста, по этому чертежу задачу.
Выслушиваются 2 – 3 варианта.
У: Решим задачу, составленную Артёмом. Выходи, Артём к доске. Записываем в тетрадях слово «Задача 2». Напомни, Артём, нам свою задачу.
Д: «У Миши 7 самолётов, а у Андрея 4 самолёта. На сколько больше самолётов у Миши, чем у Андрея?»
У: О чём говорится в задаче?
Д: О самолётах.
У: Что нам известно?
Д: У Миши 7 самолётов, а у Андрея 4 самолёта.
У: Что не известно? Что спрашивается в вопросе задачи?
Д: На сколько больше самолётов у Миши, чем у Андрея?
У: Как узнать, на сколько одно число больше другого?
Д: Нужно из большего числа вычесть меньшее.
У: Какое из чисел больше? Какое меньше? Как запишем решение?
Д: 7 – 4 =3 (с.)
У: Как ответим на вопрос задачи?
Д: У Миши на 3 самолёта больше.
У: Что запишем в ответе?
Д: На 3 больше.
У: А если бы был другой вопрос: «На сколько меньше самолётов у Андрея, чем у Миши?», изменилось бы решение.
Д: Нет.
У: Почему?
Д: Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
У: А что изменилось бы?
Д: Ответ: на 3 меньше.
У: У меня есть ещё одна карточка. Что на ней?
Д: Краткая запись.
У: Составьте по этой краткой записи задачу.
Дети предлагают 2 – 3 варианта.
У: Решим задачу Лизы.
Выходи Лиза к доске. А вы записывайте «Задача 3». Напомни нам, Лиза, задачу.
Д: «У Лены в книге 6 сказок, а у Оли в книге на 2 сказки больше. Сколько сказок у Оли?»
У: О чём говорится в задаче?
Д: О сказках.
У: Что известно из условия задачи?
Д: У Лены 6 сказок в книге, а у Оли на 2 сказки больше.
У: Что нужно узнать?
Д: Сколько сказок у Оли?
У: Как мы это узнаем? Что значит на 2 больше?
Д: Это сколько же (6) и ещё 2.
У: Что будем делать?
Д: 6 + 2 = 8 (с.)
У: Записываем решение. Можем теперь ответить на вопрос задачи?
Д: Да. У Оли в книге 8 сказок.
У: Пишем ответ: 8 сказок
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
(Дети машут руками на себя.)
Закачалось деревцо.
(Дети делают наклоны.)
Ветер тише, тише, тише,
(Дети приседают.)
Деревцо всё выше, выше.
(Дети встают на носочки, тянутся вверх).
Повторение изученного материала
У: А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Разделимся на 2 команды.
1 и 2 ряды – первая команда. Придумайте себе название.
3 и 4 ряды – вторая команда. Ваше название, подумайте.
Игра будет необычной. В этой игре каждый игрок должен принести своей команде какое–то количество очков. Я каждому игроку дам карточку с заданием. Задания у игроков будут разные. Внимание, вам нужно постараться выполнить задание и быстро, и правильно. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Послушайте, первые парты, вам нужно решить цепочку примеров и записать конечный результат в последнее окошечко. Приступайте.
Учитель раздаёт задание первым партам. Они начинают его выполнять.
У: Вторые парты, вам нужно сравнить выражения, т.е. поставить знаки >,< или =. Приступайте.Раздаются карточки.
У: Третьи парты и Серёжа, а вам нужно поставить в окошко нужный знак: + или –. Приступайте.
Дети выполняют задания.
Пока вторые и третьи парты решают, проверяются ответы первых парт, и так по порядку.
За каждый правильный ответ учитель выставляет по 1 баллу командам. В конце подсчитывается общее количество баллов и называется команда – победитель.
Итог урока.
У: Вспомним, что мы делали на уроке? Мы сегодня на уроке решали задачи. Какими помощниками мы пользовались при составлении задач?
Д: Рисунком, чертежом, краткой записью.
У: А какие задания мы выполняли во время игры?
Д: Решали примеры. Сравнивали выражения. Подставляли нужные знаки.
У: Спасибо за урок.