Урок Внеклассное чтение по теме Т.Б. Емельянов «Храбрый цыплёнок». «Таинственный музыкант»(1 класс)


Урок Внеклассное чтение 1 класс
Тема: Т.Б. Емельянов «Храбрый цыплёнок». «Таинственный музыкант»
Цели и задачи:
- содействовать формированию навыков работы над текстами по методике критического мышления; умений составлять «толстые» вопросы по тексту; составлять текст по частям;
-развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
-воспитывать любовь к животным, интерес к учёбе
Оборудование урока : портрет писателя, иллюстрации к рассказу, рабочие карточки.
Ход урока
1.Мотивационный этап.
-Из какого произведения эти строки?
Добрые,
злые,
наземные,
водные
Кто же они?
Догадались?
(животные)
-Кто автор этого стихотворения? (Б.Заходер) Как называется раздел в котором мы читали это стихотворение?(Ребятам о зверятах)
-Почему он так назван?
-А как вы думаете, почему я вспомнила стихотворение Бориса Заходера сегодня на уроке?
-О ком мы будем сегодня читать на уроке? (о животных)
2.Целеполагание
-На каждый урок вы ходите, чтобы чему- то научиться, узнать что-то новое, интересное.
Пословица: ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ.
-А чему можно научиться на уроке чтения?
- читать быстро и выразительно, составлять вопросы и отвечать на них, узнавать новое и интересное о животных в этом разделе.
Определите каждый для себя цель на этот урок.
3.Работа над произведением Б.Емельянова «Храбрый цыплёнок» по методике критического мышления «Перемешанные события»
А) Вводная беседа
- Я предлагаю вам прочитать ещё одну интересную историю про животных.
-Каких? Посмотрите карточку на столе (Иллюстрация)
-кто будет героем рассказа Б.Емельянова? (Цыплёнок и собака по кличке Зента)
Б) Лексическая работа
Объясните значения словосочетаний:
-зоологический магазин
-охотничья собака
-Как вы думаете, какая история с ними может произойти?(Предположения ребят)

В) Работа в группах
У вас на партах лежат разноцветные карточки.
Возьмите синие карточки. Распределите их между всеми членами группы и начинаем работу. (Текст разрезан на части)
Мы купили в зоологическом магазине маленького цыплёнка,
закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.
А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь
она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах
не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над Цыпом.
Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все
увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши.
Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, прыгнул и клюнул
Зенту в нос. Крупинка исчезла.
Никогда ещё Зента не видела такой маленькой храброй
птицы. Растеряно оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.


чтение «про себя»
чтение в группе «вслух» своей части
группа составляет текст из частей
Г) Озвучивание текста
1-2 группы читают текст.
Согласны с такой последовательностью?
Д) Озаглавливание текста и составление плана
-Как можно озаглавить рассказ? (Предложения ребят)
Составляем план рассказа. (План вывешивается на доске после всей совместной с детьми работы)
Храбрый цыплёнок
Новый жилец
Первое знакомство
Смелый поступок
Растерянная Зента
Задание: Пользуясь карточками и планом, попробуйте составить один «тонкий» и один «толстый» вопрос к рассказу.
Вспомним, какие вопросы называются «тонкими», какие «толстыми»?
(Красная карточка)
«Тонкие» вопросы – требуют однословного ответа.
«Толстые» вопросы – требуют размышления, умения анализировать.
Кто...?
Что..? Когда..? Как..? Как звать..? Было ли..? Почему..? В чём различие..? Что, если..? Может ли..? Согласны ли вы…?
(Заслушиваются ответы ребят)
-Какова тема это рассказа? (о животных)
Идея? (для чего Б.Емельянов написал этот рассказ?)
-Чему он вас научил? (Быть смелым, решительным, уметь уступать и признавать других, жить в мире и дружбе, уметь видеть интересное, необычное вокруг себ4.Работа над стихотворением «Таинственный музыкант»
по методике критического мышления «Направленное чтение»
А) Мотивационная беседа
Я предлагаю вам прочитать ещё одно произведение о животных, которое называется «Таинственный музыкант»
- Музыкант- это кто?
-На чём можно играть?
-С какими необычными музыкантами мы уже встречались на уроках чтения? (Белка и медведь) Расскажите на чём они играли и как.
-Кто же будет музыкантом в этом стихотворении?
Б) Работа над текстом
Чтение учителем произведения по частям
До I остановки
Какой-то странный тихий звук
Раздался в тишине.
- Какой это был звук? (тихий)
-Почему его все услышали? (он звучал в тишине)
- Когда бывает тишина? (ночью)
- какой это может быть звук? (стук, щелчок, шорох, шелест, жужжание….)
-Что сделал автор? (стал прислушиваться, осматриваться вокруг)
Чтение учителем
До II остановки
Одной струной запела вдруг
Гитара на стене.
Стоит глубокий час ночной
И я включаю свет.
- Что это был за звук? (струна гитары запела)
Лексическая работа ГИТАРА (иллюстрация) – деревянный музыкальный струнный инструмент.
- Теперь нам понятно где и когда происходили события? ( в комнате, ночью)
-Что вы себе представили?
- Кто же всё-таки играет на гитаре? Узнали? (нет)
Чтение учителем
До III остановки -Читаем дальше
Струна дрожит сама собой,
А музыканта нет.
-Понятно, кто же это играет (нет)
-А кто это может быть? Может быть кто- то большой? Почему нет?
-Это кто-то невидимый. Кто он?
Чтение учителем
До IV остановки
И только муха на стене
Блуждает наугад.
-Объясни, кто это?
-Почему автор сразу не увидел мухи?
-Так кто же этот таинственный музыкант?
-А как муха может играть на гитаре?
Чтение учителем
до конца текста
У мухи ест на лапках клей
Ну как ей не сыграть,
Когда иначе лапку ей
От струн не отодрать.
-Как же муха играла?(Она прилипала лапками к струне и пытаясь улететь, убирала лапки по очереди)
В) Работа над выразительностью. (Зелёная карточка)
-Какие чувства и настроение вызвало у вас это стихотворение? (удивление, радость, страх, облегчение)
-Прочитайте это стихотворение целиком, сначала самостоятельно, а потом вслух. Старайся передать свои чувства и настроение.
Г) Чтение стихотворение детьми «вслух»
5. Рефлексия
-Чему учились вы сегодня на уроке? Достигли вы своей цели?
-Чему научили вас эти произведения о животных? (быть внимательными и наблюдательными.)
-Какой вывод вы сделали после этого урока? Объясни поговорку:
Удивительное - рядом.
6.Итог урока. Оценивание.
7.Домашнее задание
А) выразительное чтение стихотворения
Б) вспомнить или самому сочинить историю о животных.