Статья Организация проектной деятельности в начальной школе с помощью сетевого сообщества «GlobalLab»

Т.В. Звягина
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА «GlobalLab»
МАОУ СОШ № 76 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбург Октябрьский район
Аннотация
Внедрение системно-деятельностного подхода в процесс обучения требует от преподавателей умения находить инновационные пути и методы для реализации стандарта образования. Сетевое сообщество «Глобальная школьная лаборатория (ГлобалЛаб)» предлагает педагогу современный ИКТ- и мультимедиа-насыщенный инструментарий для организации проектной и исследовательской деятельности школьников. «ГлобалЛаб» – полезный интернет-ресурс для всех, кто интересуется исследованиями.

Выпускник начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО должен овладеть «умением учиться», т.е. быть способным развиваться дальше без помощи учителя. В связи с этим метод проектов, как нельзя лучше, способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.
В возрасте 6-12 лет закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.
Наши современные дети - это дети цифровой эпохи, поэтому учителю XXI века, чтобы оставаться интересным для них, необходимо постоянно совершенствовать методы и приёмы обучения, переходить на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе.
В 2015-2016 учебном году второклассники нашего образовательного учреждения познакомились с интернет-ресурсом сетевого сообщества «GlobalLab» - Глобальной школьной лабораторией (ГлобалЛаб). Данное сообщество при сотрудничестве с «Институтом информационных технологий в образовании» UNESCO создаёт среду исследовательского взаимодействия школьников всего мира. ГлобалЛаб – это проектно–ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных Интернет-технологий, для развития проблемного обучения надпредметным навыкам и компетенциям параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественно-научных и гуманитарных дисциплин.
Данный интернет-ресурс является большим подспорьем учителю начальных классов в формирования основ проектной деятельности у младших школьников. Использование проектов ГлобалЛаб не требуется никакого специального оборудования. Достаточно, компьютера учителя, нетбуков для учащихся, проектора и выхода в Интернет. Глобальная школьная лаборатория представляет собой платформу, с одной стороны, готовых проектов, которые разработаны редакцией сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учёными, педагогами и учащимися, проживающих в разных городах, странах и даже на разных континентах, с другой – обладает мультимедиа-насыщенным инструментарием для создания собственного авторского проекта.
В ГлобалЛаб проектно-исследовательская деятельность органично сочетается с традиционными формами обучения, не вытесняя, а обогащая их. Проекты могут использоваться в качестве элементов или основы урока, вариантов краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного домашнего задания, проекта или исследования, сопровождающего курс в целом («индивидуальный проект»), элемента или основы внеклассного мероприятия.
На начальном этапе нашим второклассникам понадобилась помощь родителей, т.к. чтобы присоединиться к проекту «Глобальная школьная лаборатория», необходимо зарегистрироваться на сайте ГлобалЛаб. Первое знакомство с новым ресурсом состоялось, благодаря проекту «Дневник читателя», идея которого удачно решала одну из задач курса внеурочной деятельности «В мире книг» в соответствии с ФГОС НОО - овладение навыками смыслового чтения и построения речевого высказывания.
Участие в готовом проекте редакции позволило наглядно познакомить учеников со структурой любого проекта. На странице проекта «Дневник читателя» детям предлагался детальный протокол исследования, с описанием методики работы над ним и анкета для внесения своих результатов. По мере заполнения исследовательских анкет результаты каждого сразу появлялись в общей базе данных и отображались на карте мира. При работе в ГлобалЛаб преподаватель получает возможность курировать работу учащихся над проектом, в том числе дистанционно. Программные инструменты среды помогают статистически обработать данные; социальная сеть поддерживает сотрудничество.
ГлобалЛаб в полной мере соответствует качественно-новой модели образования, составляющими которой являются:
АКТУАЛИЗАЦИЯ: учащиеся выявляют (формулируют) проблему, выдвигают гипотезу, определяют цели и задачи работы;
ПРОЕКТИРОВАНИЕ: учащиеся изучают условия, выбирают условия проведения эксперимента, составляют план работы;
ИСПОЛНЕНИЕ: школьники работают с различными источниками информации, проводят эксперимент и обрабатывают полученные экспериментальные данные;
ОБСУЖДЕНИЕ: учащиеся формулируют выводы, оформляют результаты работы и представляют их на конференциях и конкурсах различного уровня;
РЕФЛЕКСИЯ: учащиеся соотнося цели и результаты работы, оценивают правильность выбора теоретических и практических методов
В процессе работы в сетевом проекте уже со 2-го класса обучающиеся овладевают понятиями краудсорсинга и «облачных» технологий, благодаря которым стало возможным объединение содержательной, практической и ИКТ-компоненты в проектно-исследовательской деятельности школьников.
Основная часть проектов ГлобалЛаб согласуется с большинством утвержденных программ и учебников. Благодаря своей структуре и функциональности, ГлобалЛаб в полной мере отвечает требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта и наполняет формы,  очерченные ФГОС, практическим содержанием.
Глобальная школьная лаборатория позволяет стать членом сообщества исследователей всех возрастов, где каждый может создать собственный учебный, исследовательский или даже научный проект, привлечь единомышленников к сбору данных по всему миру, опубликовать результаты в виде инфографики и, возможно, совершить настоящее открытие.
15