Сетевые технологии как средство для профессионального роста педагога

Сетевые технологии
как средство для профессионального роста педагога

 Еще совсем недавно учитель не часто выходил за рамки привычной школьной жизни, в настоящее время педагогический рост современного преподавателя совершенно невозможен без использования сетевых технологий. Это может быть  обмен опытом в сетевых сообществах, публикации собственных разработок, использование сетевых образовательных ресурсов на уроках, совместная сетевая деятельность как детей, так и их родителей под руководством учителя, создание сайтов, портфолио, проектная деятельность и многое-многое другое
Участие в профессиональных сетевых сообществах также весьма полезно для учителя и очень способствует профессиональному росту.
Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности.

Для того чтобы показать важность использования учителями ресурсов сетевых сообществ, перечислим их основные задачи:
создание базы данных по электронным образовательным ресурсам, используемым в учебном процессе
методическая поддержка педагогов в области  современного программного обеспечения, учебных и методических материалов
внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения
организация и проведение сетевых конференций и семинаров, конкурсов и олимпиад среди  участников образовательного процесса; 
организация "обратной связи" и взаимодействия методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью обмена опытом и повышения эффективности образовательного процесса

Для того чтобы привлечь педагогов в сообщество, необходимо соблюдение следующих условий:
наличие актуальной и четкой информация, легкость поиска информации в сообществе (интуитивно-понятный интерфейс)
наличие комфортной, среды профессионального общения педагогов, снимающей коммуникационные барьеры, создание эмоционально положительного тона общения
создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества, привлечение к деятельности сообщества новых участников,  помощь участникам при работе в рамках сообщества
создание и развитие творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума
сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом, как между педагогами разных регионов России, так и вне ее.
организация учебной деятельности  внутри сообщества (повышение квалификации как по тематике или проблематике сообщества, так  и в области повышения ИКТ-компетентности)
возможность развития у педагогов коммуникативных умений и навыков, в том числе, умений презентации педагогического опыта и собственной профессиональной позиции, обсуждения педагогической информации на форумах
активное использование различных видов коммуникаций (электронной почты,  теле-, видеоконференций, обсуждений на форумах, использование Skype и т.д.),  также организация очных встреч, мероприятий для активизации взаимодействия сетевого сообщества

проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, методистами
создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию ИКТ в обучении (проверенных экспертным советом)
периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, поощрение активных участников, представление качественных материалов на сертификацию
высокая квалификация координаторов сообщества (методистов) и участников консультантов
защита авторского права (готовность выполнять нормы законодательства и уважать труд авторов членов сообщества)

Если эти требования соблюдаются организаторами сообществ, то учителя видят свою роль в нем, пути профессионального роста и возможность получить подтверждение своей активной сетевой деятельности.
В настоящее время  число педагогических сетевых сообществ стремительно растет. Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных и проблемных областей. Каждый педагог может решать самостоятельно, какое сообщество выбрать для себя. Это дает ему возможность  профессионального роста, начиная от простого наблюдателя жизненного процесса сетевого ресурса, до эксперта, а может и создателя собственного сообщества. Сегодня создать свое сообщество может каждый, для этого есть специальные ресурсы.

Создать сообщество не сложно, гораздо сложнее привлечь к своему ресурсу достаточное количество пользователей, коллег, сообщников.

Итак, мы с вами рассмотрим один из важнейших вопросов, который возникает при работе в педагогическом сетевом сообществе:
(анимация по щелчку) Как привлечь педагогов к общению в сетевом сообществе?

Почему существует проблема привлечения учителей в сеть?
Пассивность, инертность
Желание знакомиться с чужой информацией, но не публиковать свою

(Мы с Вами знаем, что зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем. Порой, понимаешь, что ничего нельзя изменить. 

Неумение привлечь к своему ресурсу аудиторию
(Учителя создают свои страницы в сети, но на них никто не заходит, создается впечатление «не нужности» материалов и учитель теряет интерес к данному виду деятельности.)
Занятость педагогов
Недостаточный уровень ИКТ-компетенции
(Но!, как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ, а технологизация процесса не дополняет рабочее время, а наоборот, позволяет сократить его)
КАК можно вовлечь людей в сетевое предметное сообщество?
размещение, обсуждение актуальной информации
через МО
размещение публикаций (одно из требований к аттестации)
размещение анонсов и пост-релизов мероприятий
проведение сетевыми сообществами конкурсов
размещение положений о конкурсах, методических рекомендаций для участников, рейтинг
создание  рейтинговой системы ОУ

ЧТО делать, чтобы люди стремились в сообщество?
долговременные проекты,
виртуальное предметное МО
проведение сетевых консультаций,
система "вопрос-ответ" (как одна из возможностей задать анонимный вопрос и получить ответ)
реклама, объявления, услуги


(Вопрос: Как Вы думаете, КТО должен заниматься работой в сетевом сообществе?) (анимация после ответов)
Администрация ОУ, ШК
руководители МО (через написание отзывов при аттестации)
педагоги – энтузиасты
методисты
администратор сетевого сообщества

Что можно делать/размещать в сетевом сообществе?
новости
копилка уроков, занятий, внеклассных мероприятий и т.д.
внутренняя и внешняя экспертиза размещенного материала
виртуальные консультации
совместная разработка\доработка и обсуждение размещенного материала.
выставка готовых методических разработок с использованием ЦОР с аннотациями, рецензиями.
организация международных проектов (учительских, ученических, совместных).
создание структурированного банка электронных, почтовых адресов для общения и совместной деятельности.
организация форумов (обсуждений) по актуальным вопросам. Предоставление членам сообщества возможности создавать свои форумы.

Что делать, чтобы педагоги вновь вернулись в сообщество?
система бонусов за активное участие в жизни сообщества
рейтинг наиболее активных участников сообщества
уголок славы (в левом меню каждые две недели появляется фото самого активного участника со ссылкой на его анкету - возможность найти соратника по интересам, причем не только профессиональных) - возможно по номинациям
разработать правила работы в сети
конкурс на лучшую разработку с возможностью проведения мастер-класса
регулярное обновление и пополнение
рассылка членам сообщества о новых пополнениях
расписание  и анонсы мероприятий
сертификаты, грамоты, дипломы за активное участие в работе сообщества

С какой стороны ни посмотри – деятельность учителя в процессе всей жизни заключается не только в обучении других, но и в самообразовании и саморазвитии. Педагог никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Использование сетевых технологий сегодня  –  это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.

Заголовок 115