Йошкар-Ола. xiv Глушковские чтения Гуманизация образовательного пространства: опыт,проблемы,перспективы.


Любовь Николаевна Павлова
Учитель начальных классов первой квалификационной категории
МОУ «Помарская СОШ» Волжского района РМЭ
Тема выступления:
«Проблемы реализации ФГОС в учреждениях начального образования
и опыт их решения».
Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому в современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум.
Перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, ориентироваться в море информации и принимать правильные решения на основе данных из различных источников. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. 
С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Наша школа не стала исключением.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно - деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие  способностей обучающихся самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
  Особенность начальной школы как  звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для нашей школы включение в  работу по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения   стало ответственным шагом. В школе была создана творческая группа, члены которой работали над созданием основной образовательной программы начального общего образования. Была организована методическая работа с учителями начальных классов по  подготовке к реализации требований Стандарта. Совместная работа дала положительные результаты. Учителями нашей школы были разработаны рабочие учебные программы.
Введение ФГОС начального общего образования выявило некоторые проблемы
психологического характера у преподавательского состава: - сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы
педагогической деятельности;
- упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками сущности и
технологии реализации системно - деятельностного подхода;
- отсутствие опыта разработки - отсутствие опыта разработки по внеурочной
деятельности. В связи с этим, методическая и психологическая службы нашей школы, оказывает постоянную поддержку педагогическим работникам для адаптации в условиях введения Стандарта нового поколения. Она представляет собой заранее спланированную и систематически осуществляемую систему действий: посещение и анализ уроков и занятий, индивидуальные консультации, подготовка сообщений на школьных методических объединениях, педагогические рекомендации.
Также проводятся теоретические семинары и семинары-практикумы на районных методических объединениях. Однако проводимая работа большей частью направлена на теоретическую подготовку педагогов, а учителям начальной школы хотелось бы больше знакомства с практическими навыками работы в условиях новых ФГОС. Данный факт, также
можно соотнести к очередной проблеме.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, которая позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников и добиться получения высоких результатов в обучении и воспитании. Внеурочная деятельность нашей школы представлена по следующим направлениям: художественно-эстетическое, декоративно-прикладное, спортивное, научно-исследовательское.
Среди проблем организации внеурочной деятельности в нашей школе можно отметить  недостаточную готовность материальной базы. В течение всего рабочего дня обучающиеся находятся в учебном помещении, где нет места для игр и отдыха. Следует отметить, что подавляющее большинство детей, поступающих в начальную школу - шестилетки, для  которых ведущим видом деятельности является игра. Шестилетнему ребёнку свойственна активная игра, через которую он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребёнка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи.   Таким образом, подводя итоги работы по федеральным государственным образовательным стандартам, можно выделить следующие основные проблемы:
- материально-технические условия реализации ФГОС НОО обеспечены не в полной мере; (наличие компьютеров для обучающихся, медиатеки, современной библиотеки, игрового пространства);
- узкий спектр специалистов по организации внеурочной деятельности; - дополнительная организация практической помощи курирующих учреждений;
- расширение географии обмена опытом преподавательского состава.
Эти проблемы не значительны, тем не менее, не способствуют реализации внеурочной деятельности в полном объеме.
Стандарт – целевой и адаптированный к современной жизни человека. Как следствие, возникают актуальные проблемы, которые предстоит решать в процессе реализации стандартов: освоение учителем новых технологий системно - деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов, организация коллектива учителей единомышленников, а также организация творческого взаимодействия учителей начальной школы,  учителей предметников и педагогов дошкольного образования, родителей. Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе. Разобраться и вникнуть в их суть помогают семинары, курсы повышения квалификации, помощь коллег, сотрудничество с другими школами района и республики.
Решение большинства проблем, возникающих при введении федерального государственного образовательного стандарта, зависит не в последнюю очередь от обеспеченности этого процесса. Эффективность же обеспечения введения ФГОС зависит от того, насколько чётко будут спланированы мероприятия, на какие цели они будут ориентированы и какие результаты с их помощью достигнуты.  В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать  первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС НОО, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых образовательных стандартов школьного образования. Благодарю за внимание.
Список использованных источников:
1.Мазуренко С.В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://region56.ucoz.ru/load2Молоднякова А.В. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://numi.ru/fullview.php?id=19913
3.Сахапова Л. М. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/131-1-0-11571
4.Ушакова О.Б. ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.edc.samara.ru/files/august/pro_sek/gor_sek