Проект Пальчик, пальчик, где ты был…


    Пояснительная записка.
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
В последние годы за рубежом и у нас в стране, особое внимание в педагогике обращено на новый подход обучению детей с нарушениями в развитии. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ). Это дети инвалиды с особыми образовательными потребностями. К таким детям относятся – дети с ДЦП (детским церебральным параличом) и дети с ДСД (дети со сложными дефектами). Состояние здоровья таких детей препятствует усвоению образовательных программ на основании общего образования. Таким образом, они могут получить образования в системе коррекционной педагогике. А система коррекционно-педагогической  помощи  детям данных категорий базируется на  положении Л.С. Выгодского о принципиальной роли обучения, опережающего развития и являющегося источником возникновения нового.
   Нашу группу посещают дети с ОВЗ. В основном это дети со сложными дефектами. Как известно у этих детей наблюдаются речевые нарушения, снижено интеллектуальное развитие, слабое зрение, слух. Большинство таких детей неадекватно реагируют на незначительные  изменения в  окружающем их мире: изменения в привычной для них обстановке, новая игрушка, появление нового взрослого, громкая речь,  или неожиданные звуки, и т.п. А также у детей наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы – это аффективные реакции, тревожность, агрессия, страхи, сниженный фон настроения и др. Часто у них отмечается смена настроения, аффективные вспышки (как обоснованные, так и необоснованные).
С опозданием и с отклонением формируются следующие виды деятельности: как общение, игровая, предметная, трудовая, изобразительная, конструктивная. Формирование всех видов деятельности происходят на специальных занятиях, а закрепляются в свободной деятельности. Только при целенаправленном обучении развиваются все виды детской деятельности. Ключевой позицией является созданий условий для системного развития возможностей его социального опыта. А ребенок рассматривается как личность, как развивающийся индивидуум. При этом процесс взаимодействия ребенка и взрослого рассматривается, как стержень коррекционно- развивающего обучения и воспитания.
Таким образом, система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ ориентирована на ребёнка, на социально адаптированной, гармонично развитой личности. Игра является основным способом познания и освоения окружающего мира для ребенка, именно этот вид деятельности стал основой для коррекционно-воспитательной работы детского сада.
Основываясь на игру с пальчиками (на развитие мелкой моторики), мы развиваем память, внимание, мышление, восприятие, а самое главное – речь. У тех детей у кого развита мелкая моторика рук, развита и речь. Поэтому очень важно развивать мелкую моторику рук у детей с ОВЗ. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Особая роль в этом принадлежит пальчиковым играм, ведь с младенчества мамы играют со своими детьми в пальчиковые игры. А их очень много и они разнообразны.
Актуальностью нашего проекта является развитие речи, словарного запаса ребенка с ОВЗ, памяти, логики и внимания. За основу мы взяли те предметы, которые есть у всех дома: тряпочки, бумагу, палочки, баночки, замочки, пуговицы, природный материал (шишки), массажные мячи и т.д. Занятия по данному проекту проводим в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
На основе нашей проектной деятельности образовательный процесс строится в соответствии с ФГОС (по программе по дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и на требованиях, которые заложены в законе Российской Федерации "Об образовании", в национальной доктрине образования Российской Федерации, в концепции модернизации российского образования и региональном компоненте государственного стандарта, а именно:
взрослый привлекает ребенка к деятельности без психологического принуждения, опираясь на его интересы к содержанию и формам предлагаемой деятельности, дополнительно мотивируя его своим партнерским участием;
обеспечиваются эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие;
оказывается содействие формированию положительных взаимоотношений между сверстниками, сотрудничества между детьми и взрослыми;
реализуется право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
решается задача формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.
Название проекта – «Пальчик, пальчик, где ты был…»
Тематическое поле – здоровье, коммуникация
Проблема - коррекция нарушений речи посредством развитие мелкой моторики рук для детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель - создание условий для коррекции нарушений речи через развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
1.Развивать речевую активность дошкольников с ОВЗ, вербальных и невербальных  средств общения.
2.Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи,
воображения, моторики, фантазии.
3.Развитие и совершенствование двигательных, сенсорных (тактильных), социальных
навыков детей через разные виды и формы деятельности в рамках индивидуального темпа развития ограниченных возможностей ребенка.
4.Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
5.Формирование позитивного образа – Я.
6.Умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных
ситуациях и жить в социуме.
Сценарий совместной деятельности «педагог – ребенок - семья» по решению задач (основные шаги по реализации проекта):
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуально - дифференцированная работа с детьми; мониторинг в начале и в конце проекта.
Работа вне образовательной деятельности: пальчиковая гимнастика, физминутки, упражнения на речевое дыхания, на звукоподражания в течение дня.Итоговое родительское собрание с показом пальчиковых игр и различных упражнений для коррекции речи.
Работа с родителями – консультации, выступления, беседы, мастер – класс, различные выставки, изготовления альбомов, плакатов, буклета, сенсорной подушки, «Волшебного мешочка», анкетирования, драматизации сказки.Описание продукта, полученного в результате проекта:
Презентация проекта для педагогического коллектива и на итоговом родительском собрание.
Вид проекта – оздоровительно-развивающий, коррекционный.
Состав участников - воспитатели, учитель – логопед, дети, родители.
Интеграция образовательных областей - частичная интеграция (коммуникация, социализация, познание, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы, коррекция двигательных нарушений и оздоровление).Продолжительность проекта – 2 года.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта, наглядные материалы: пиктограммы, символы, фотографии, иллюстрации, картинки, карточки, пуговицы, баночки, шнуровки, массажные мячи, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, массажные палочки, бумага, ватные диски, салфетки, разноцветные нитки мулине, бусы, пластиковые и бумажные тарелки, стаканчики, губки.Ожидаемые результаты:
Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов в области применения здоровьесберегающих технологий, приемов и методов.
Усовершенствование процессов усвоения речи и пополнения активного словаря детей с ОВЗ.
Создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса путем поэтапной практической деятельности.
Формирование умения детей с ОВЗ адаптироваться в социуме.
Развитие двигательных, сенсорных и социальных навыков детей с ОВЗ через разные виды деятельности путем индивидуально – дифференцированного подхода.
Этапы реализации проекта:
Этапы Формы работы Сроки реализации
Деятельность педагога
Работа с детьми Работа с родителями Первый этап
-Выдвижение   гипотезы, определение цели и задач проекта;
-изучение необходимой литературы;
- подбор методического материала;
-подбор практического материала.
-разработка тематического плана для реализации проекта;
-диагностирование детей с целью выявление и коррекции развития речи детей с ОВЗ Предварительная работа с родителями:
- анкетирование на тему «Любимые игрушки и игры наших детей»;
-изготовление альбома рисунков и фотографий людей, выполняющих различные действия руками и ногами;
-выставка книжек по пальчиковой гимнастике;
-выставка настольных игр, пазл, лото, различных конструкторов. сентябрь
октябрь
Второй этап
 
  Совместная работа с учителем – логопедом группы.
 Практическая работа с детьми по плану реализации проекта:
-разучивание упражнений для речевого дыхания:
«Пузырь»
«Мыльные пузыри»
«Одуванчики летят»
«Бабочка»;
-разучивание стихотворений со звукоподражаниями:
«Песенка - песенка»;
«Гав -гав»;
- повторение игр на слуховое внимание:
«Угадай, кто кричит»
«Угадай, что делать»;
- разучивание дидактических игр:
«Куда прыгнула собачка»
«Поставь возле»
«Собери картинку»
«Кто где?»
«Найди маму»
«Лото»
«Вкладыши»
«Кто с кем живет?»
«Составь разноцветный поясок, бусы»
«Сравни фигуры по размеру: длине и ширине»
«Нарисуй-ка»;
- разучивание пальчиковых игр:
«Дом и ворота»
«Бабушка»
«Балалайка и дудочка»
«Весна»
«Пчелка»
«Пеликан»
«Коровушка»
«Осминог»
«Новый год»
«Кошка и мышка»
«Белка»
«Кольцо»
«Орешки»;
- разучивание физминуток:
«Руки подняли и покачали»
«У Маланьи, у старушки»
«Смелый капитан»
«Не хотим мы больше спать»
«Веселые инструменты»
«Буратино»
«Весело в лесу»
«Снеговик»
«Индюк»
«Юные спортсмены»
«Гномы»
«Пришла весна»
«Цветок»
«Три медведя»;
-чтение потешек:
«Тили – бом»
«Пошел котик на торжок»
«Киска»
«Серенькая кошечка»
«Вышла курочка гулять»
«Маленький ежик»
«Котенок»
 «Ты, собачка не лай»
-рассказывание стихотворения:
«Лошадка»
«Кто как кричит?»
«Бычок»
«Мишка»
«Зайка»;
-чтение русских народных сказок:
«Курочка Ряба»
«Теремок»
«Репка»
«Колобок» - Родительское собрание на тему:
«Влияние пальчиковой игры на умственное развитие   малыша»;
- индивидуальные беседы по вопросам реализации проекта;
- изготовление буклетов, памяток для родителей:
«Играя - развиваем речь»;
- разукрашивания «Мандала» - (в процессе разукрашивания мандалы разрешаются внутренние конфликты, и снимается напряжение)- домашняя работа для поднятия хорошего жизненного тонуса и эмоционального настроя;
-изготовление сенсомоторной подушки «В гостях у Пуговки» мастер – класс
- консультация по плану реализации проекта на тему: «Рука развивает мозг»;
- педагогическая гостиная «А у нас …» - выставка настольных игр в семье и в ДОУ;
-изготовление «Волшебного мешочка» для тактильной чувствительности детей с ОВЗ;
-выступление на родительском собрании из опыта работы семьи Галиевых: «Здравствуй, пальчик…» оформление папки пальчиковых игр;
 
-подбор альбома - потешек «Музыкальная копилка» -
-выставка иллюстраций детей совместно с родителями к русским народным сказкам.
-драматизация русской народной сказки «Колобок» совместно с родителями (пальчиковый театр). ноябрь – апрель
январь
февраль
февраль
март
апрель
март
апрель
апрель
Третий этап -Мониторинг детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта;
-анализ результатов реализации проекта;
-подготовка к защите презентации проекта. -Оформление папки для родителей по итогам реализации проекта (в том числе: анкетирование, диагностика);
-показ презентации на итоговом родительском собрание;
-обмен мнениями по результатам проекта: «Открытый микрофон». апрель – май
Интеграция образовательных областей (Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема).
№ Образовательная область Содержание Задача
1 Здоровье Физкультурные минутки,
импровизаций движений в такт стихотворений, массаж лица, пальцев рук, артикуляционные упражнения, игры для развития речевого дыхания.
Игры на сенсорику.
Развитие диалоговой речи. Укрепление мышц и мелкой моторики рук, общего тонуса.
Развитие двигательной активности детей с ОВЗ.
Уточнение движений артикуляционного аппарата.
2 Социализация Ситуативные разговоры и беседы с применением демонстрационного и раздаточного материала. Умение слушать и слышать окружающих. Отвечать на простые поставленные вопросы.
3 Труд
Ручной труд: изготовление поделок из различных подручных материалов. Развитие мелкой моторики рук. Возможность проявления творческой самостоятельности.
4 Познание
Занятия, настольные и дидактические игры. Тактильные дорожки, мешочек и ящик для ощущений. Развитие познавательных процессов (память, мышление, внимание…).
Расширение кругозора детей.
5 Коммуникация Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме, беседы, пальчиковая гимнастика, разучивание пальчиковых игр и стихов с движениями Умение спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд.
Активизация словарного запаса детей с ОВЗ.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в группе.
6 Чтение художественной литературы Заучивание потешек, физминуток, пальчиковой гимнастики. Массаж лица с использованием художественного слова. Развитие познавательных процессов (память, мышление, внимание…).
Формирование полноценного общения (в том числе диалогической и монологической речи).
7 Художественное творчество Рисование пальчиками, ладошкой на основе не традиционной техники рисования Развитие детского творчества и эмоциональной сферы ребенка.
Умение радоваться результатам своего труда.
Литература:
1.С.В.Батеева, Е.В. Савастьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких», М.; «Росмэн»,2012г.
2.О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда», М.; «Владос», 2013г.
3.Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников», М.; 2008г.
4.Э.В. Тарасова «Триста шестдесять игр для дошколят», Наб. Челны, 2009г.
5.Шубина Л.Ю. Создание позитивного микроклимата в группе детского сада// Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№ 4.-с.44-49
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/авт.-сост. Л.С. Киселева. М.: АРКТИ, 2003.
7. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Работа воспитателя группы.

Работа учителя-логопеда группы.