Методический доклад на тему: Активные методы обучения при освоении профессиональных модулей

Государственное бюджетное профессионально
образовательное учреждение
Краснодарского края «Армавирский юридический техникум»

(ГБПОУ КК «АЮТ»)








МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему

«Активные методы обучения при освоении профессиональных модулей»





Подготовила преподаватель
Шевлякова К.И.

Рассмотрен и утвержден
на заседании ЦМК
специальных дисциплин
«7» декабря 2016 г.
Протокол № 5
Председатель ЦМК






2015-2016 уч. г.

Длительное время в учебном процессе преобладали информационно-развивающие методы, в которых преподаватель играл активную роль, а обучающиеся пассивную.
Но в последнее время, а особенно в свети принятия образовательных стандартов третьего поколения широкое распространение получили активные методы обучения, специфика которых заключается в том, что они побуждают обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизируют их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Следует отметить, что применение активных методов обучения направлено не на формирование готовых знаний и их воспроизведение, а активизацию восприятия и мыслительных процессов, способностей, навыков самообразования.
Под активными методами обучения понимаются такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности.
Для активных методов обучения характерны:
-отношения преподавателя к обучающемуся как к равному;
-не простое сообщение знаний, а самостоятельная добыча знаний;
- плюрализм мнений и подходов к обучению;
- сочетание работы в парах и группах.
К активным методам обучения можно отнести – кейс стади, психогимнастические упражнения, метод групповой дискусии, мозговой штурм, ролевые игры.
Особенно эффективным кажется использование активных методов обучения при основания профессиональных модулей и во время практики.
Хотелось бы привести пример одного из на мой взгляд интересных активных методов обучения – групповой дискуссии.
Групповая дискуссия это свободный вербальный обмен знаниями, идеями или мнения по поводу какого – либо вопроса, проблемы. Данную технологию я применяю при освоении различным тем. Так при изучении темы «Ювенальная юстиция» по МДК Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда России. К этой теме, как известно в Российской Федерации сложилось неоднозначное отношение. Поэтому использование групповой дискуссии при освоении очень логично.
Дискуссия значительно отмечается, беседа как правило не имеет ни ограничений, ни структуры. Дискуссия же имеет тенденцию ограничиваться одним вопросам или темой и строится в определенном порядке.
К функциям групповой дискуссии как активного метода обучения следует отнести:
- Углубление, систематизацию и закрепление знаний по обсуждаемой проблеме;
- изменение установок участников тренингового процесса;
- выработку нового взгляда на проблему;
- обмен идеями, мнениями по обсуждаемому вопросу;
- развитие коммуникативных навыков: навыков слушания, аргументации, работы с возражениями;
- поиск консенсуса.
Подготовка к дискуссии предполагает прохождение следующих этапов:
- выбор и формулировка темы
- постановка цели;
- определение содержания и продолжительности дискуссии;
- определение способов фиксации мнений, идей.
Для того чтобы дискуссия была плодотворной, тренер должен выполнить следующие задачи:
-сформулировать проблему и тему дискуссии;
-создать мотивацию участников, вызвать интерес к теме; -установить правила участия в дискуссии ( активность каждого, не перебивать, не повторяться, соблюдать регламент, безоценочность и т.п );
-поддерживать интерес участников к дискуссии и их активность с помощью дополнительных вопросов, примеров;
-проводить промежуточные итоги, если это необходимо;
-следить за тем, чтобы группа не отходила в сторону от темы; -подвести итоги дискуссии.
Успех дискуссии во многом зависит от соблюдения последовательности этапов ее проведения. Рассмотрим классический вариант.
1. Запуск дискуссии (проблематизация).
Для этого можно использовать следующие приемы:
постановка проблемного вопроса, демонстрация видеосюжета, представление выбора одной точки зрения из нескольких и др.
2. Инструктирование (знакомство с целью, темой и правилами проведения дискуссии, фиксации на доске).
Тему и цель дискуссии необходимо зафиксировать на флип-чарте или плакете, она обязательно должна находиться перед глазами участников тренинговой группы.
3. Обмен мнениями между участниками.
Для тренера крайне важно на данном этапе следить за соблюдением установленных правил тренинга, регламента и темы.
4. Упорядочение и совместная оценка полученной информации.
Тренеру крайне желательно подводить промежуточные итоги дискуссии, выделять ключевые идеи и «открытия» участников тренинговой группы, обращать внимание на совпадения и несхожесть в излагаемых мнениях.
5. Подведение итогов дискуссии.
Подводя итоги, следует сопоставить полученные результаты с целью, оценить эффективность дискуссии, поблагодарить участников.
Рекомендации по использованию метода групповой дискуссии в тренинговом процессе
1. Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо обладать определенными базовыми знаниями по обсуждаемой проблеме.
2. Тренер должен выступать в роли модератора, создающего конструктивную обстановку, контролирующего соблюдение правил ведения групповой дискуссии, не допускающего монополизации дискуссии кем-либо из участников данного процесса.
3. Оптимальный способ организации учебного пространства – «круглый стол». Участники должны быть размещены таким образом, чтобы им были обеспечены равенство позиций, визуальный контакт и пространственная близость по отношению к друг другу.
4. Ценность групповой дискуссии равна ценностивыводов, полученных в ходе обсуждения проблемы, поэтому преподавателю необходимо обобщить пункты, высказанные группой, и подытожить все достигнутые выводы и умозаключения.
К неоспоримым преимуществам использования данного метода в тренинговом процессе следует отнести высокую степень познавательной активности и эмоциональной вовлеченности участникову, особенно в тех случаях, когда обсуждаемый материал идет вразрез с их установками и представлениями; возможность активного взаимодействия с остальными участниками образовательного процесса.
Несмотря на кажущуюся легкость использования данного метода, в нем содержится немало «подводных камней»: опасность выхода из рамки обозначенной темы; нарушение регламента; пассивность или чрезмерная активность отдельных участников; столкновение разных точек зрения и вследствие этого рост эмоциональной напряженности в группе. «Противоядием», которое с успехом излечивает данный метод от подобных проблем, является неукоснительное соблюдение установленных на тренинге правил группового взаимодействия как участниками, так и самим тренером.


ПРИЛОЖЕНИЯ

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415