Презентация. Активные формы работы на уроке


Доклад на педсовете на тему:«Активные формы работы на уроках математики и информатики с разными категориями учащихся» План1.Современный урок.2. Дифференциация и индивидуализация.3.активные формы работы на уроках математики и информатики. Современный урок-это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки. Это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. Наиболее важные особенности современного урока:- создаётся доброжелательная атмосфера;- формируется высокий уровень мотивации;- придаётся большое значение способам учебной работы;- уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения освоению учебной дисциплины. К общим требованиям относятся:-многоцелевой характер;-реализация всех дидактических задач;-научность;-межпредметные связи(их интегрирование);-проблемность;-развитие познавательных способностей;-активизация умственной деятельности детей;-дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы;-комплексное использование средств обучения;-самостоятельная работа учащихся;-разнообразная и планомерная обратная связь. «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков», - так оценил урок выдающийся отечественный педагог-ученый Ю.А. Конаржевский Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности. Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него. Уроки можно разделить на группы:1.Традиционные(комбинированный, семинар, лекция и т. д.)2.Нетрадиционные(урок- путешествие, урок- деловая игра и т.д.) 3.Уроки новых технологий(модульный, адаптивный, проектный и т.д.) Слишком много на свете людей, кому никто не помог пробудиться Сент-Экзюпери Посредственный преподаватель излагает, хороший- объясняет, выдающийся- показывает, великий- вдохновляет Ильин Нетрадиционные(нестандартные уроки)-это уроки, пришедшие из средств массовой информации, телевидения, которые привлекают внимание необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, состязательностью, интересным содержанием. Классификация уроков нетрадиционной формы(по В. А. Щеневу )Типы уроков и формыУроки формированияновых знанийУроки обучения умениям и навыкамУроки повторения и обобщения знаний,закрепления уменийУроки проверки и учёта знаний иуменийКомбинированныеуроки –лекции,уроки-экспедиции,уроки-путешествия, уроки-исследования,уроки-инсценировки,учебные конференции,интегрированныеуроки-практикумы,сочинения,уроки-диалоги,уроки с ролевой,деловой игройсеминары внеклассного чтения,повторительно-обобщающие диспуты,игровые:КВН,»Что? Где? Когда?»,»Поле чудес»,»Счастливыйслучай», театрализованные(урок-суд),уроки-консультации,уроки-конкурсы,уроки-соревнованиязачётные викторины,конкурсы,уроки-аукционы,урок- общественныйсмотр знаний,защита творческихработ, проектов,творческие отчёты  Дифференциация на уроках информатикиДифференциация обучения, как средство развития личности школьника на уроках информатики. Повышению эффективности обучения информатике способствует дифференциация и индивидуализация обучения. В педагогической энциклопедии индивидуализация определяется как "организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению". Индивидуализация обучения любому предмету предполагает и его дифференциацию, которую следует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого в отдельности На уроках информатики я использую индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики организовывается на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Что касается групповой формы организации учебного процесса, то эта форма используется на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведётся и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности: кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания; индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность; дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся. Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в: делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям); разработке и подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся; оценивании деятельности учащихся. При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы учитываются уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, репродуктивно - творческий, творческий. Таблица содержит виды дифференцированных заданий, используемых при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися. Виды дифференцированных заданий 1 .Задания с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения. 2 .Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче Взаимодополняющие задания с различными условиями   3 .Уровневые взаимосвязанные задания Уровневые взаимодополняющие задания   4 .Индивидуальная самостоятельная работа 5. Задания, допускающие несколько способов решения -   Выводы: Дифференцированная форма обучения повышает эффективность процесса обучения, делает его гибким и целенаправленным, а также способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся. Дифференциация намного упрощает учителю проведение занятий, при использовании дифференциации значимость учителя как проводника знаний снижается, роль учителя меняется. Дифференцированная форма обучения развивает у учащихся устойчивый интерес к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством  Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны. Дифференцированное обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие. Поэтому такую организацию урока нужно чаще и эффективнее применять на уроках, чтобы ученики вместе с учителем могли переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов. Основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения. Литература : : 1. Н. Винокурова. « Подумаем вместе» №4,5,6. Москва, РОСТ 1999г, стр 5-92. Математика Первое сентября №38, 2000г « Как сделать урок интересным 5-6кл»3. А.А. Окунев. « Спасибо за урок дети» М. Просвещение 1988г, стр 100-1024. Г.К. Селевко. Педагогическая технология на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП, Москва НИИ школьных технологий 2005г, стр 37- 40.4. Т.И. Шамова. Активизация учения школьников, Педагогика 2012г.