«РАЗНОЦВЕТНОЕ ЛЕТО» ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «РОМАШКА»

; МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЫШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КУПИНСКОГО РАЙОНА



«РАЗНОЦВЕТНОЕ ЛЕТО»

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «РОМАШКА»
(духовно-нравственное и патриотическое воспитание)









Разработчик программы:
Хименко Г.В., учитель русского языка и литературы МКОУ Камышинской СОШ






д. Камышино 2016 г.
Информационная карта программы

1
Полное название программы

Программа «Разноцветное лето» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Ромашка»

2
Цель программы
Создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию духовно-нравственных и патриотических качеств личности ребёнка и формирование толерантности в детском коллективе.

3
Направление
деятельности

Патриотическое и духовно-нравственное развитие детей, средствами игры, интеллектуально-познавательной и трудовой деятельности

4
Краткое содержание
программы

Программа «Разноцветное лето» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Ромашка» предполагает проведение в 18-дневный срок ряда мероприятий, направленных на формирование чувства любви к своей большой и малой Родине, высокой культуры гражданственности и патриотизма, формирование толерантности учащихся младшего и подросткового школьного возраста, положительной мотивации к здоровому образу жизни.

5
Автор программы
Хименко Галина Владимировна

6
Место реализации
Летний оздоровительный лагерь с дневным
пребыванием МКОУ Камышинская СОШ

7
Адрес, телефон
632755, Новосибирская область, Купинский район, д. Камышино, ул. Центральная, 26 тел. 8(383) 58-41-243

8
Количество, возраст
учащихся
25 учащихся с 6 до 14 лет

9
Сроки проведения,
количество смен
Июнь 2016года, 1 смена


Пояснительная записка

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря
«Ромашка» с дневным пребыванием детей разработана в связи с необходимостью усиления внимания государства и общества, структур власти и бизнеса, общественных организаций и средств массовой информации к организации духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся младшего школьного возраста и подростков исходя из условий образовательной среды малокомплектной сельской школы в каникулярное время. Этот период привлекает особое внимание, так как большую часть времени дети и подростки проводят вне школы, вне семьи.
Основной задачей является предоставление детям возможности выбора
сферы деятельности и общения, объединений и групп, в которых создаются
необходимые условия для развития ребнка и формирования заявленных в программе приоритетов.
«В воспитании нет каникул» - эта педагогическая формула стала правилом творческого похода к каникулам - радостному времени духовного и физического роста каждого ребнка.
Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, трудолюбивыми,
культурными и заботливыми, мы должны создать им благоприятные условия
для такого развития.
Современная жизнь предъявляет серьзные требования к человеку.
Научно-технический прогресс, экономические и социально-психологические
проблемы привели к тому, что вс чаще людям приходится действовать в
экстремальных ситуациях, преодолевая стрессовые состояния.
Ребёнку, наиболее уязвимому в этом плане, важно расти физически
здоровым, крепким, выносливым, приобрести знания, умения и навыки,
которые помогут жить достойно в современных условиях.
Исходя из предъявленных современным обществом вызовов младшим школьникам и подросткам, педагогическое сообщество нашей школы делает акцент на аксиологический подход воспитательной системы.
Данная программа по своей направленности является комплексной,
включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные
направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях
оздоровительного лагеря.
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря «Ромашка» (далее именуется Программа) разработана на основании
следующих нормативно-правовых документов:
- № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановления Правительства Новосибирской области от 28.03.2014г. № 124-п «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей на территории Новосибирской области»
- Постановления Администрации Купинского района Новосибирской области от 22.03.2016 № 164 «Об организации отдыха и оздоровления детей на территории Купинского района Новосибирской области»
- Устава МКОУ Камышинской СОШ - СанПиН 2.4.4.2599-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 25)
Цель программы
Создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию духовно-нравственных и патриотических качеств личности ребёнка и формирование толерантности в детском коллективе.
Основные задачи программы
содействовать максимальной включенности участников детского оздоровительного лагеря дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; решению коммуникативных проблем воспитанников через вовлечение в акции, мастер-классы, разнообразную трудовую деятельность.
организовать отдых и занятость детей «социально незащищенных категорий»;
Создать оптимальные условия, обеспечивающие полноценный отдых детей, их оздоровление , творческое развитие и формирование толерантности;
Развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка.


При написании программы руководствовалась принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
- принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
- принцип творческого отношения к делу;
- принцип добровольности участия в делах;
- принцип учета возрастных особенностей детей;
- принцип доступности выбранных форм работы.
Направления и виды деятельности

Нравственно-патриотическое (приоритет).
Трудовая деятельность.
Мониторинговая деятельность.
Художественно-эстетическое направление.
Досуговая деятельность.

Перечень основных мероприятий
Создание и развитие дружного, сплочённого, целеустремленного
коллектива, где каждый в ответе за товарища, где каждый стремится
быть сильным и выносливым, приносить пользу окружающим.
Воспитание самостоятельности, активности, инициативы.
Формирование у детей и подростков организаторских умений, навыков
и привычек культуры поведения.
Оздоровление детей и профилактика заболеваний.

Формы работы:
- экскурсии;
- спортивные игры и соревнования;
- концерты;
- конкурсы, викторины, выставки;
- ситуативно-ролевые и деловые игры;
- беседы;
- походы;
- акции;
- мастер-классы.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап:
подбор кадров;
комплектование отряда;
разработка документации;
подготовка методического материала, пособий, оборудования;
II. Организационный этап:
выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
сплочение отряда;
формирование законов и условий совместной работы;
·подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап:
реализация поставленных целей и задач по укреплению и сохранению
здоровья, воспитанию творческой, активной личности.
IV. Заключительный этап:
педагогический анализ результатов.

Методы диагностики:
анкета на «входе»;
анкета на «выходе» (рефлексия);
антропометрические исследования детей

Критерии оценки эффективности программы:
постановка реальных целей и планирование результатов программы;
заинтересованность педагогов и детей в реализации программы,
благоприятный психологический климат;
удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
творческое сотрудничество взрослых и детей.
Принципы организации летнего отдыха и занятости школьников:
1)     принцип гуманизации – гуманное отношение к детям, учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;
2)      принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
3)      принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного оптимального решения поставленных задач
 
Приоритетные ценностные ориентиры могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:
1)     обеспечение разнообразия различных видов деятельности в ходе функционирования деятельности оздоровительного лагеря;
2)     организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
3)     обеспечение безопасности жизнедеятельности участников городского оздоровительного лагеря;
4)     поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
5)     развитие самостоятельности, самоуправленческих умений воспитанников.

Ведущие ценности:
- нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе;
- сохранение и укрепление эмоционально - психологического здоровья
детей;
- развитие творческого потенциала каждого воспитанника лагеря, содействие социализации воспитанников;
- самореализация, самосовершенствование и социализация ребенка в жизни.
Все мероприятия этого направления носят практический характер.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение:

·начальник лагеря;

·воспитатели;
инструктор по физической культуре;
психолог

Методическое обеспечение:
наличие программы лагеря, планов работы отряда, плана-сетки;
должностные инструкции всех участников процесса;
·
проведение установочного семинара для всех работающих в течение
лагерной смены;
подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
проведение ежедневных планёрок;
разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Материально-техническое обеспечение:
создание оптимальных условий, площадок для проведения различных
мероприятий;
наличие канцелярских принадлежностей;
материалы для развития творчества детей;
спортивный инвентарь, видеотехника;
призы и награды для стимулирования.

Педагогические условия:
отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
организация различных видов деятельности;
добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
создание ситуации успеха;
систематическое информирование о результатах прожитого дня;
организация различных видов стимулирования.

Ожидаемые результаты
развитие организаторских качеств, творческих способностей;
приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках;
расширение кругозора детей и интеллектуальных способностей;
повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-
нравственных норм;
развитие коммуникативных способностей.
укрепление здоровья детей.
«Разноцветное лето»
перспективный план мероприятий,
проводимых в летнем оздоровительном лагере «Ромашка» МКОУ Камышинской СОШ.

Дата проведения
Наименование мероприятия
Ответственные

День первый
День радостных встреч
И знакомств
«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
«Праздник детства»-посещение развлекательной программы в Камышинском СК;
Игра «Веслые качели»;
«У наливного яблочка» (обед);
Конкурс рисунков на асфальте
«Праздник детства»;
Анкетирование;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День второй
День интересных идей

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Шоу-программа «Ура, каникулы!», КТД «Здравствуйте, это мы!» (знакомства отрядов)
«У наливного яблочка» (обед);
Операция «Уют»;
«Кисточка» (оформление отрядных уголков);
«Мастер-класс» (бумажная поляна «Цветы из фоамирана»);
работа на пришкольном участке «Красивая клумба»
Экологический патруль
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).

Воспитатели, начальник лагеря

День третий
«День олимпийских игр».

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
«Веселые эстафеты» (командные соревнования);
ВЕРЕВКА «Ключи от Солнца»
Мастер-класс «Чудеса из теста»;
«У наливного яблочка» (обед);
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День четвёртый
День смеха и фантазии

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
КТД «Старые сказки на новый лад» (инсценировка сюжетов);
Игровая программа «Повеселимся?!»;
«Караоке по-русски» конкурсная программа;
«Конкурс фантазеров» разучивание кричалок;
«Кисточка» (раскрашивание поделок из солёного теста);
«Мастер-класс» (заливка гипсовых формочек);
«У наливного яблочка» (обед);
Организация выставки «Природа и фантазия».
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День пятый
День тимуровца

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Веревочный курс. Поход в лес
«Фильм-фильм-фильм» просмотр детских фильмов «Тимур и его команда» - Игра-путешествие по произведениям А.Гайдара
«мастер-класс» (цветы из краповой бумаги);
«У наливного яблочка» (обед);
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День шестой
День охраны окружающей среды

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Экологическая игра «В гостях у Берендея»
салон волшебных букетов;
устраиваем фотосессию с прекрасным;
«мастер-класс» (бабочки из бумаги);
«У наливного яблочка» (обед);
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День седьмой
День бантика

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
«Фильм-фильм-фильм» просмотр детских фильмов «Приключения Электроника»
Мастер-класс «Чайная церемония»
«У наливного яблочка» (обед);
Мастерская причёсок (мастер-класс) Коса-девичья краса
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День восьмой
День Лукоморья


«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Беседа «Пушкин и его сказки»;
Литературный турнир «В дорогу за
сказками»;
Конкурс рисунков «Читая сказки
Пушкина»;
«мастер-класс» ( сказочное дерево в технике квилинг);
«У наливного яблочка» (обед);
Беседа «Этикет общения на деловом приёме»
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День девятый
День Нептуна


«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Конкурсная программа «День Нептуна»;
Беседа «Не шути с водой, она не для шуток создана» (безопасное поведение на воде);
«У наливного яблочка» (обед);
Акция «Голубая вода» (чистый берег)
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День десятый
День волшебной кисточки

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
«По залам картинной галереи» экскурсия;
«Мастерская художника» - конкурс на
лучший рисунок о лете;
Мастер-класс ( акватипия, пластилинография)
«У наливного яблочка» (обед);
Праздник необычных цветов и цветочных костюмов.
( использование вторичного сырья)
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День одиннадцатый
День единства России


«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Концерт «Россия – Родина моя»;
Конкурс рисунков «Мой край»;
Беседа «Символы Российского Государства».
Мастер-класс (банты из ткани «триколор»);
«У наливного яблочка» (обед);
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День двенадцатый
День непослушания


«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Конкурс сюрпризов;
Праздник неожиданностей;
Беседа «Как вести себя на концерте и в театре».
Мастер-класс (куклы-обереги, русская матрёшка)
«У наливного яблочка» (обед);
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День тринадцатый
День улыбки


«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Конкурс «Мисс и мистер Улыбка»;
Выставка рисунков «Раз смешинка, два
смешинка»;
мастер-класс «Формула общения с теми, кому за»
«У наливного яблочка» (обед);
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День четырнадцатый
День здоровья

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Беседа «Вредные привычки, их
влияние на здоровье человека»;
«Поликлиника доктора Нехворайкина»;
Веслые старты;
Конкурс рисунков «Мы за здоровый
образ жизни»;
«У наливного яблочка» (обед);
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День пятнадцатый
День талантов

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Фестиваль детского творчества «Зажги свою звезду!»;(исполнение патриотической песни)
КТД «Знай и соблюдай ПДД»;
Мастер-класс (плетение фенечек из атласных лент);
«У наливного яблочка» (обед);
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День шестнадцатый
День спорта
«Трус не играет в хоккей!»

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
В мире великих достижений (жизнь замечательных людей: В.Третьяк, И. Роднина, В.Харломов, А.Карелин)
-Инструктаж по БЖ
-Игра-путешествие «Сочи- 2014»;
Мастер-класс (русская лапта);
«У наливного яблочка» (обед);
викторина «По страницам спортивных достижений».
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День семнадцатый
Звёздными тропами

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Просмотр презентаций, посвящённых Ю.А.Гагарину, женщинам-космонавтам, С.Королёву
Конкурс рисунков;
Мастер-класс (чудеса из теста, пластилинография, рисование цветной солью);
«У наливного яблочка» (обед);
Анкетирование
Операция «Забота» (помощь ветеранам, труженикам тыла, престарелым)
Операция «Уют»;
«Дорожка к избушке на курьих ножках» (идем домой).
Воспитатели, начальник лагеря

День восемнадцатый
Мы говорим: «До новых встреч!»

«Богатырские потешки» (утренняя зарядка);
«Колокольчиковый звон» (линейка);
Свеча Памяти;
«В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак);
Благотворительный концерт в СДК «Веселые краски лета» - закрытие лагерной смены: Конкурс стихов, песен на военную тему: «Никто не забыт – и ничто не забыто!», выпуск коллажа «Лучший день в лагере»; выставка творческих работ учащихся.
«У наливного яблочка» (обед);
Воспитатели, начальник лагеря


Режим работы

оздоровительного лагеря «Ромашка»

9.00 – 9.15 зарядка
9.15 - 9.25 линейка
9.30 - 9.45 завтрак
9.45 – 13.30 мероприятия, мастер-классы, конкурсы, подвижные игры
13.30 - 14.00 обед
14.00 – 14.30 операция «Уют»
14.30 - идём домой










СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛАГЕРЯ

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Литература
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю.. Учебное пособие по организации
детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.:
Педагогическое общество России, 2009.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником.
Волгоград: Учитель, 2010.
3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2009.
4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем
лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2011 г.
5. Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Лето» при МОУ
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1». /Под ред.
Кондрашина С.А.
6. Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
«Радужное творчество» МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№12»./ Под ред. Корнеева Н.Д.
7. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2011.





















Начальник лагеря

Учитель физической культуры

Родители

воспитанников

Ребёнок

Воспитатели



мед. работник



15