Выступление на пед.совете Взаимодействие воспитателя с родителями: «Детский сад и семья-настоящие друзья».

Взаимодействие воспитателя с родителями:
«Детский сад и семья-настоящие друзья».

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям наших воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
А для этого необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Наша задача – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Здоровье и физичеcкое развитие
1. Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, посещение детей на дому и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
2. Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье: зоны физической активности, закаливающие процедуры, оздоровительные мероприятия и т. п.
3. Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей. Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями
4. Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
5. Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т. п.
6. Организация консультативного пункта для родителей в ДОУ для профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии здоровья ребёнка.
7. Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.
Познавательно-речевое развитие
1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах: чему мы научились, наши достижения, познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ, выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т. п.)
2. Беседа с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения речевого и познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка
3. Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
4. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребёнка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
5. Открытые мероприятия с детьми для родителей.
6. Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников; создания продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т. п.) с целью развития речевых способностей и воображения.
7. Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей.
8. Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. целью расширения кругозора дошкольников.
9. Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Я живу в городе Сергач», «Моя страна Россия» «Как мы отдыхаем» и др.
10. Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др. ; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На пороге Новый год» и т. п.
11. Проведение встреч с родителями с целью знакомства с профессиями, формирования уважительного отношения к людям труда.
12. Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
13. Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
14. Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
15. Тематические литературные и познавательные праздники «Вечер сказок», «Любимые стихи детства» с участием родителей.
16. Индивидуальные беседы с родителями. Цели: выявление психолого-педагогических затруднений в семье, преодоление сложившихся стереотипов, повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников, пропаганда гуманных методов взаимодействия с ребёнком.
Социально-личностное развитие
1. Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
2. Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй.
3. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания.
4. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
5. Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.
6. Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
7. Выработка единой системы гуманистических требований в ДОУ и семье.
8. Повышение правовой культуры родителей.
9. Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребёнка.
10. Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
Художественно-эстетическое развитие
1. Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).
5. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
6. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
7. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника.
8. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
9. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия.
10. Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию детей.
11. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
12. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.
13. Создание семейных клубов по интересам. Организация совместных посиделок.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль ДОУ в семейном воспитании.

Таким образом, работа воспитателя с родителями, оказывает положительное влияние на родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними. Ведь только помогая друг другу и во всем поддерживая друг друга, воспитатель и родители смогут выполнить главную задачу- воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого, творца-созидателя нашего будущего.
Желаю всем дальнейших успехов!
15