Развитие интереса к исследовательской деятельности у младших школьников.

Развитие интереса к исследовательской деятельности у младших школьников.
Одним из наиболее ярких и ранних проявлений деятельности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская деятельность выступает неотъемлемой частью поведения любого живого существа как условие его выживания и развития в изменяющейся среде (В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко).
Исследовательская деятельность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение.
Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
На основе анализа современных подходов исследовательская деятельность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.
Анализ литературы показал, что исследовательская деятельность определяется освоением различных групп исследовательских умений, которые помогают детям вести индивидуальный и коллективный поиск в экспериментировании (О.В.Дыбина, Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова, О.В.Афанасьева и др.). Из трудов данных авторов С.А.Козловой были выделены и конкретизированы следующие группы исследовательских умений, обеспечивающих исследовательскую деятельность школьников в экспериментирования:
Умения, непосредственно связанные с осуществление детьми исследовательского поиска, организацией и проведением экспериментирования.
Умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов экспериментирования.
Умения, связанные с использованием приборов (оборудования, инструментов) в экспериментировании.
Умения, связанные с осуществлением детьми совместного исследовательского поиска в экспериментировании.
Как отмечает А.Н. Поддьяков , человеку изначально присущи два начала: стремление к исследованию и стремление к покою, они постоянно конкурируют между собой, каждый человек об этом должен знать и помнить.
Дж. Форман анализирует два процесса, которые он называет экспериментированием в трансдукции экспериментированием в трансляции (оба процесса конструктивны).
Ребенок экспериментирует со своими действиями, которые взрослый отражает в речи;
Ребенок экспериментирует со своими речевыми конструкциями, наблюдая за вербальным и невербальным поведением взрослых.
Прямой результат исследовательской деятельности –это новая информация об объектах, на которое было направлено исследование.
Побочный результат исследовательской деятельности – это новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования.
Два следующих вида результатов исследовательской деятельности имеют принципиальное значение для развития данного вида деятельности в целом. Они могут быть как побочными, так и прямыми, в зависимости от поставленных человеком целей. 1.Приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта. В процессе исследовательской деятельности приобретаются знания не только об изучаемых объектах, но и о самой исследовательской деятельности: о возможных средств, о методах и стратегиях , их сравнительной эффективности в разных ситуациях, о результатах, которые можно ожидать, и т.д.Эти знания и опыт могут не формироваться и не осознаваться, а могут и осознаваться. Тогда процесс дальнейшего приобретения знаний о самом исследовательском поведении будет осуществляться рефлексивно. 2. Познавательное и личностное развитие.
Приобретение в процессе исследовательской деятельности знаний о физических (естественных и искусственных) объектах, о различных субъектах и социальных ситуациях, а также деятельности с ними, может приводить к качественным изменениям в структуре деятельности и личности в целом, то есть к эффекту развития.Человек постепенно начинает осознавать, что исследовательские способности и деятельность - важное и ценное качество личности.Исследовательская установка занимает более высокое иерархическое положение. Изменяется мотивационная регуляция, субъект переходит на следующий, качественно новый уровень целеобразования. Он начинает использовать качественно более сложные и эффективные стратегии. То есть человек развивается в целом, что внешне прооявляется в его способности ставить и решать качественно новые исследовательские задачи в различных, все более сложных сферах.
Таким образом, деятельность - процесс активного взамодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Исследоательская деятельность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Важнейшая область общего феномена интереса -познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавтельной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе - познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам -формируется мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.
Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
Любопытство -элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И,тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется тремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоции удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого испольнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психодогии достаточно давно, хотя она далека от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин, В.А.Крутецкий, В.С.Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, А.И.Крупнов и т.д.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир. на его переустройство, что непосроедственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
Наиболее общими и важными задачами позеавательного развития являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательностьности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей младшего школьного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности непрерывному образованию.
Развитие интереса к исследовательской деятельности возможно к следующих условиях:
1.Познавтельные занятия
2. Развивающая предметная среда
Развивающая предметная среда - прекрасное условие для формирования таких качеств, как умение прогнозировать результаты, выбрать нужный материал продумывать определенную последовательность действий, четко и понятно рассказывать о своих замыслах всем заинтересованным лицам.
Педагогическая среда - специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.
Таким образом, интерес к исследовательской деятельности - это интегральное образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.