Разработка к пелсовету Нежелание ребенка учиться


Тема:
Факторы, порождающие нежелание учиться: их причины и способы преодоления.
(сообщение воспитателя Швейковской Галины Дмитриевны)
Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при её изучении.
Неуспеваемость школьников закономерно связано с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Так, например:
Недостаточное развитие познавательных интересов, несформированность познавательной потребности и положительной мотивации учения, высокий уровень школьной тревожности является факторами, препятствующими успешности учебной деятельности.
Первым и наиболее важным фактором становления отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребёнка, ко всякого рода учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводит к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования.
Следующий фактор – конфликтные отношения с учителями, родителями, сверстниками.
Причины, порождающие неуспеваемость самые различные – это отсутствие нужных общественных мотивов учения, «интеллектуальная пассивность», неправильные навыки и способы учебной работы(неумение учиться), неправильное отношение к труду (неаккуратность, недобросовестность).
Ю.К.Бабанский выделяет две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
Внешние
1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).
2. Недостатки процесса обучения, учебных пособий.
3. Отрицательное влияние семьи, улицы.
4. Внутренние
5. Дефекты здоровья современных школьников.
6. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие, вызванное как приобретёнными патологиями развития, так и генетически обусловленное.
7. Отсутствие мотивации к учению.
8. Слабое развитие волевой организации ученика.
П.П.Борисов выделяет три группы причин неуспеваемости.
1. Общепедагогические - недостатки учебно-воспитательной работы учителей. Соответственно эти причины делятся на дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми).
2.Психофизиологические – обусловлены нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей.
3. Социально – экономические и социальные – низкий уровень дошкольного воспитания детей, неразработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующее:
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя, воспитателя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие - поскольку неудачи в учёбе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй школьника.
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся.
1. Ученик не может сказать, в чём трудности задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения. Ученик не может ответить на вопрос по тесту, сказать, что нового он из него узнал.
2. Ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных у учебнику источников.
3. Ученик неактивен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать. На какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающую неуспеваемость.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику.
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.)
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности ( поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.)
4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
учителя
Причины, порождающие нежелание учится, бывают разные. Поэтому и пути решения этой проблемы тоже разные.
К первой группе относится большая группа детей, которая по своим психофизическим характеристикам с трудом усваивают программный материал. Помимо речевых проблем (и в связи с ними) у таких учащихся слабая память, неумение сконцентрировать внимание, у них плохо развито логическое мышление, с трудом формируются абстрактные понятия. При этом у них сохранный интеллект и с ними можно работать, но требуется применять особые приемы. Мы должны таким детям помочь:
1). Четко продумать оргмомент начала самоподготовки, ничто не должно отвлекать внимание детей. Для этого:
- все необходимое должно быть приготовлено заранее;
- посадить детей по одному, чтобы избежать конфликтных ситуаций и отвлекающих моментов;
- д/з четко записывать на доске.
2). При изложении нового материала по возможности использовать наглядности, так как у наших детей мышление лучше развито на уровне представлений, поэтому необходимы таблицы, чертежи, формулы, геометрические фигуры и т.д.
Кроме того, если позволяет тема, нужно постоянно формировать определенный алгоритм решения. Для детей – это своеобразная подпорка, страховка, инструкция, «маршрутный лист» позволяющий сложные решения разбить на мелкие простые операции.
3). При закреплении важно отработать этот алгоритм до автоматизма.
На всех этапах самоподготовки при работе со слабыми детьми очень важна психологическая атмосфера занятия: она должна быть спокойной и деловой (спокойной, но не расслабляющей; деловой но не нервной). Мы должны следить за своим голосом, интонацией, темпом речи, нужно исключить взвинченные истеричные нотки. Необходимо отмечать малейшие успехи детей, даже на первый взгляд незначительные, поддержать ребенка, поднять его самооценку, отмести саму мысль о безнадежности и невозможности изучение самого предмета.
Вторая группа детей (меньшая к сожалению) – это интеллектуально развитые дети, способные, но нежелающие заниматься. Возможно, это идет от семьи не видящей перспективы применения знаний для себя и своего ребенка в жизни; в других случаях у ребенка не развиты волевые навыки; бывают случаи, когда такие дети стесняются или даже бояться хорошо, учиться, чтобы не стать в классе «белой вороной».
Здесь нужно разбираться конкретно в каждом случае, привлекая советы школьных психологов, беседуя с воспитателями, родителями и с самим ребенком. И в каждом конкретном случае нужно подбирать индивидуальный подход. В случае обычной лени, что бывает чаще всего, нужно бить во все «колокола», привлекая все рычаги воздействия: как можно чаще спрашивать, давать дополнительные задания, даже и на каникулы.
В ситуации с закомплексованным ребенком надо действовать более деликатно: если он решил задачу нестандартным путем или решил задачу повышенной сложности, то с целью поднятия авторитета в классе разобрать этот вариант решения, похвалить ребенка.
Данное сообщение я составила исходя из общих методических рекомендаций и из личного опыта.
Литература:
1. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов – на –Дону.1972г.
2. Психические особенности слабоуспевающих школьников. Под ред. И. Ломпшер.(пер с нем.) М. Педагогика.1984г.
3. Школьная неуспеваемость. Е.Н. Емельянова. М. Эксмо. 2010г.
4. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Н.П. Локалова.- М.: Ось-89,2005г.
5. Мышление и речь. Выготская Л.С. М. Лабиринт.2008г.
Таблица № 1.
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.
Формируемые отношения
1-ый этап
2-ой этап
3-ый этап
4-этап
Отношение к содержанию учебного материала
Наиболее лёгкий занимательный материал независимо от его важности, значимости
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого
Существенный, важный, но не привлекательный материал
Отношение к процессу учения (усвоения знаний)
Действует учитель – ученик только воспринимает
Ведущим остаётся учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса
Ученик действует самостоятельно
Отношение к себе, своим силам
Поощрение успехов в учёбе, не требующей усилий
Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий
Поощрение успеха в работе, требующий значительных усилий
Отношение к учителю, коллективу
Подчёркнутая объективность, нейтралитет
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.
Таблица № 2
Профилактика неуспеваемости.
Этапы урока
Акценты в обучении
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала ученикам, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
2. При изложении нового материала.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечить разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.
3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке
Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном темпе и осуществлять контроль
4. При организации самостоятельной работы вне класса
Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного. Концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задание по работе над типичными ошибками. Чётко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Таблица № 3.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока
Виды помощи в учении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся.
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала
Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении. К выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе самостоятельной работы на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда просты, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приёма и способа выполнения задания. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоятельной работы
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий.