Критическое мышление


Использованы материалам тренинга Шиловой Ольги Николаевны, д.п.н., Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена Использование технологии развития критического мышления Тренинг Цель тренинга Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для проектирования и организации активной и эффективной деятельности Методические задачи Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМНаметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности О чем это мы?...  Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. … Формулирование суждений без опоры на критерии Формулирование суждений на основе критериев Предложение мнений без аргументов Предложение мнений с аргументами Предположение (без достаточных оснований) Построение гипотезы Объединение понятий по ассоциации Понимание принципов Формулирование выводов Логическое формулирование выводов Верование Допущение Группирование Классификация Предпочтение Взвешенное суждение Гадательное предположение Оценивающее суждение Обычное мышление Умелое мышление Сравнение признаков обыденного и критического мышления Вопрос Каковы особенности деятельности участников Школы ? (Что мы будем делать?) Формулируем в форме глаголовВаше мнение _______________________ Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг Сократовский диалог Сократовский диалог – это умение задавать вопросы, доходить до сути явления. Сократовский диалог – это способ становиться разумно мыслящим существом. Триада вопросов !!! Основной вопрос:С чего начинается мысль?Вопрос темы тренинга:Что такое «технология развития критического мышления»?Вопросы для работы в группах:Как в условиях обучения в Школе сделать сам процесс обучения интересным и осмысленным? Задание 1 (15 мин.) Задача работы групп:Актуализировать и углубить умение задавать вопросы с использованием приемов ТРКМ (работаем с раздаточным материалом)Результаты работы группы: Заполнить таблицу. Озвучить вопросы, связанные с темой тренинга «ИСО в Хабаровском крае» («Вопросительные слова») Т К М ПознакомитьсяПонять Применять Как организовать осмысленное чтение Правило «3 П» Стратегия «Инсерт» («Условныезначки») (1) I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) «» – уже зналS – system системная разметка «+» – новоеE – effective для эффективного «–» – думал иначеR - reading & чтения и «?» – есть вопросыT – thinking размышления ? – +  Ключевые слова Значки Стратегия «Инсерт» («Условныезначки») (2) Графические организаторы: «Кластеры» (1) выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде гроздиВажно в тексте, с которым работаешь:Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации. Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры» (2) Образовательный процесс Участники Методы Предметные области Содержание Пример Графические организаторы: «Денотатный граф» (1) (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия. Методика построения денотатного графа:Выделение ключевого слова или словосочетания.Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Графические организаторы: «Денотатный граф» (2) Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки".Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Педагогическая информационная технология формирует включает развивает является способствует информационно-образовательную среду информационно-образовательное и культурное пространство информационную компетентность и культуру системным методом работы с образовательной информацией оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса расширяет хранит, распространяет, представляет, преобразует образовательную информацию индивидуализирует восприятие информации аудио ТО визуальные ТО аудиовизТО Пример Х Что мы хотим узнать? УЧто мы узнали? ЗЧто мы знаем? Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию(Откуда узнал(ю)? Категории информации, которыми мы намерены пользоваться(Главные слова) Таблицы: «Знаю – Узнал - Хочу узнать – (ЗУХ)» ПЕРЕРЫВ! Задание 2 (40 мин.) Задача работы групп:Осмыслить содержания текста с использованием предложенных методик (работаем с раздаточным материалом)Результаты работы групп:Представить результат работы с текстомПроанализировать собственный опыт использования методического приема Задание 3 (15 мин.) Задача работы групп:Подвести итоги работыНаметить направления дальнейшего изучения проблемы использования технологии развития критического мышленияРезультаты работы групп:Обсудить в группе сформулированные индивидуально вопросыВ каждой рубрике выбрать по 3 наиболее часто встречающихся вопроса (наиболее актуальных для группы)Представить полученные результаты Красивое многоточие… (5 мин.) Пишем синквей (от англ. «путь мысли»)Правила написания синквейя:Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта. Синквейн о подготовке и проведении тренинга ТренингИспытывающий, вдохновляющийОрганизует, направляет, развиваетРасширяет горизонты профессиональной деятельностиПолет мысли! Итак… «Распаковка» организации тренинга Первая стадия – вызовВторая стадия – осмысление (реализация смысла)Третья стадия – рефлексия Особенность ТРКМ – каждый цикл завершается переходом на следующий ВЫЗОВ! Интересная информация www.kmspb.narod.ru – сайт Санкт-Петербургского представительства российской ассоциации RWCTwww.ct-net.net – сайт России – ассоциированного участника международного консорциума RWCT (требуется предварительная регистрация) Полезные источники Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000. Шутка в подарок Творческих Вам успехов, коллеги!