Презентация к статье о технологии развития критического мышления на уроках немецкого языка.


Технология развития критического мышления (РКМ) Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика , пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Технология «Критическое мышление» Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Критическое мышление По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. СтадииТехнологии «Критического мышления» Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Этапы урока в технологии РКМ Первая стадия – вызова. На этой стадии происходит актуализация уже имеющихся знаний по теме. С этой целью используются такие приёмы, как составление кластера, «мозговой штурм», рассказ по ключевым словам, верные и неверные утверждения. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на уроке.Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями. Для этого можно использовать чтение текста с остановками, маркирование текста символами, составление таблиц и схем.Третья стадия – рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами. Здесь можно составлять кластер, возвращаться к ключевым словам, написать мини-сочинение, решать проблемные ситуации, выполнить практическое или исследовательское задание.Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались систематически. Этапы урока по ТРКМ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы работы I этап – стадия вызоваАктуализация имеющихся знанийПробуждение интереса к получению новой информацииПостановка учеником собственных целей обучения Направлена на:вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе,подведение учащихся к самостоятельной формулировке цели Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу систематизирует известную информацию формулирует вопросы, на которые он хочет получить ответы Кластеры (схемы, таблицы)Инсерт(условные значки) верные и неверные утверждения;Синквейнперепутанные логические цепочки;мозговая атака;проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы Этап урока- осмысление Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы работы II этап - осмысление содержания получение новой информации организует работу обучающихся с новой информациейпостепенное продвижение от знания «старого» к «новому»  Слушает читает текст, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Корректирует поставленные цели обучения Методы активного чтения: «инсерт"ведение записей поиск ответов на поставленные вопросысоставление кластеров Этап урока- рефлексия Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы работы III. Рефлексияразмышление, рождение нового знаниявыработка собственного отношения к изучаемому материалу вернуть учащихся к первоначальным записямвнести изменениядать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Соотносит новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления Заполнение кластеров, таблиц. Инсерт Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ответы на поставленные вопросы. Организация дискуссий Исследования по отдельным вопросам темы. Синквейн Синквейн Используется способ синтеза материала план1 строка – 1 слово- существительное- название темы2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы3 строка – 2-3 слова – глаголы - действия темы 4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме5 строка – 1 –2 слова – , синоним первой строки, обобщение на философском или эмоционально – образном уровне. Методический прием «Шесть шляп»Метафора «Шесть шляп» введена психологом Эдвардом де Боно, данный методический прием также применяется на стадии рефлексии. Учащиеся, получив шляпу соответствующего цвета, представляют полученную на уроках информацию, критически оценивая ее, с различных точек зрения, исходя из типа мышления.Памятка для учащихся:Белая шляпа - мыслим фактами, цифрамиЖелтая шляпа - позитивное мышление (что именно было полезно, хорошо и т.д., почему)Черная шляпа- противоположность желтой шляпе (что было трудно, неясно, негативно и т.д., почему)Красная шляпа – эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, удивление, агрессия, раздражение)Зеленая шляпа - творческое мышление (что можно изменить, применить, усовершенствовать и т.д.)Синяя шляпа – философская, обобщающая. Кластер Это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Прием кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.  Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Кластер на этапе осмысления ХIch will wissen uber УIch habe gewust, dass:. ЗIch weiss, dass: Приём «маркировочная таблица». Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Инсерт (пометки на полях) В дословном переводе означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления.1этап: предлагается система маркировки текста v – «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам - «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям, ошибка + «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно, новое ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше2 этап: учащиеся читают текст и делают пометки3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента Система обозначений может быть и другой Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. С помощью данного приёма можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.Этот прием рационально применять для обучения учащихся составлению плана рассказа. ·         таблица “Толстые и тонкие вопросы” Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ -“тонкие” (что? Где? Как?), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя -“толстые” (дайте объяснение….., почему вы думаете……, в чём разница……) ·         сюжетная таблица.Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:Кто? Что? Когда? Где? Почему?      Что даёт ТРКМ ученику повышение эффективности восприятия информации повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обученияумение ответственно относиться к собственному образованиюумение работать в сотрудничестве с другимиповышение качества образованияжелание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни Что даёт ТРКМ учителю умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничествавозможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучениястать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельностьстать источником ценной профессиональной информации для других учителей