Статья «Использование современных образовательных технологий при обучении информационной безопасности: технология критического мышления»


Муниципальные дистанционные Педагогические чтения
«Формирование информационного иммунитета: проблемы и пути решения»
Рузавина Марина Николаевна, МОУ «Новоигирменская СОШ №3», замдиректора по УВР
«Использование современных образовательных технологий при обучении информационной безопасности: технология критического мышления»
В связи с внедрением Интернет – технологий в практику школы, сегодня остро обозначена проблема информационной безопасности для школьников в сети, она приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодежи. Мы, учителя, осознаем, что наряду с уникальными возможностями Интернет таит в себе и большую опасность, которая исходит не от излучения компьютера, а именно от информации, размещенной в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих. Это опасность кроется во всех средствах массовой информации, в первую очередь, конечно, в ТВ, радио, печатных изданиях. Все больше школьников пользуются информацией «Всемирной паутины» и нам не безразлично, как эта информация может сказаться на интеллектуальном, нравственном развитии детей, их психическом,   да и физическом здоровье. В чем эта опасность? И какие пути ее преодоления? 
Наши дети широко пользуются электронной почтой, различными чатами, социальными сетями (например, «В контактах», «Одноклассники»). Они свободно  обращаются к разным сайтам, содержащими  различные эротические шоу, сцены насилия, жестокости, совершенно бесконтрольно покупают дешевые, не сертифицированные CD диски с фильмами и смотрят их на своих компьютерах. Информационное поле становится не управляемым. Если печатные учебные пособия проходят тщательную экспертизу, то в Интернете учебный материал может разместить любой желающий без всякой экспертизы. Современные дети стали меньше играть и больше драться, стали более агрессивные.
Однозначно, что информационные ресурсы Интернет, особенно образовательные, должны подпадать под законодательство с тем, чтобы автор явно опасной для здоровья детей информации нес соответствующую ответственность. Без правового регулирования СМИ, включая Интернет, решить проблему информационной безопасности детей нельзя. Конечно, одними законами проблему не решить, надо формировать атмосферу неприятия подобных продуктов каждого отдельного человека. Если человек будет понимать, что его хотят «обмануть», то он постарается противодействовать этим попыткам. Но для этого он должен понять, оценить предлагаемую ему информацию.
В школах на уроках информатики дети знакомятся с компьютерными информационными технологиями. Цель школьного курса информатики  - научить работать с информацией. Здесь, я согласна с доктором педагогических наук, профессором Е.С. Полат, можно ввести раздел изучения о СМИ. Это помогло бы учащимся понять, каким образом через информацию, используя специфику различных видов СМИ, осуществляется воздействие на сознание пользователей, какие известные приемы при этом используются. Язык телевидения, язык кино, язык радио, язык Интернет  – каждый имеет свою специфику в силу их специфических свойств и этот язык полезно знать, чтобы понимать, когда и зачем пытаются тобой манипулировать, когда и зачем тебе пытаются внушить ненужную тебе информацию.
Но главное – это рефлексия, т.е. умение дать объективную оценку предлагаемой информации. А это умение связано с владением самостоятельным критическим мышлением. В современной системе образования в условиях информационного общества, умение работать с информацией – одно из главных. Каждому из нас приходится решать самые разнообразные проблемы, принимать важные для нашего благополучия решения. Чтобы эти решения были не «наобум», нужно уметь анализировать ситуацию, имеющуюся информацию, сопоставлять ее с ранее известной, делать выводы, оценивать для оптимального решения проблемы. В Законе об образовании прописано, что концептуальной основой   школы является гуманистическая педагогика, личностно-ориентированный подход. Это значит, что каждый ребенок должен научиться, прежде всего, самостоятельно думать, мыслить, опираясь на знание фактов, законов, сообразуясь с национальными и историческими традициями. Это и значит необходимость формирования самостоятельного критического мышления.
Что же такое критическое мышление? По Дэвиду Клустеру – это:  
мышление самостоятельное:
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;
мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
критическое мышление есть мышление социальное.
Чтобы быть независимым от информации, нужно: 
Прежде всего, обратить внимание на источник информации (речь идет об Интернете).
Нужно смотреть, кто является автором публикации: известный ученый, имеющий собственные печатные работы, проверенные временем, или неизвестный автор, работ которого вы не знаете.
Если речь идет о публицистике, следует обратить внимание на репутацию источника, принадлежность определенной культурной, политической, а, возможно, и конфессиональной  среде.
Вывод: необходимо удостовериться в надежности (научной, культурной), объективности (в том числе, исторической) предлагаемой информации. Для этого необходимо обладать знаниями, уметь сопоставлять предлагаемую информацию с ранее  известной вам информацией, излагаемой другими авторами. Кроме того, важно: 
подходить к анализу любой информации с  позиции общечеловеческих ценностей и морали;
научиться отделять факты от мнений: факты можно проверить, мнения всегда субъективны;
научиться видеть эмоциональную окрашенность предлагаемой информации, чтобы уметь отделить эмоции от фактов и не поддаваться эмоциональному воздействию;
рассматривать проблему с разных сторон, а не только с позиции автора,   находить новые ракурсы, с которых ее никто еще не рассматривал;
устанавливать взаимосвязь явлений; связывать разнородные объекты;
объединять противоположности, стараясь найти дополнительные аспекты рассмотрения проблемы;
обобщать полученную информацию и делать выводы, принимать решения;
уметь оценить полученную информацию по совокупности проведенного анализа;
уметь прогнозировать последствия принятого вами решения.
Всем этим базовым умениям работы с информацией необходимо обучать учащихся, начиная с начальной школы (уметь выделять главную мысль в тексте,  сделать вывод, дать оценку событию, пр.), в процессе познавательной деятельности по любому предмету школьной программы. Это должна быть системная работа. Вся система обучения должна быть настроена на формирование этих базовых умений. Размышления, дискуссии, возможность свободного высказывания собственного мнения и его обсуждения, проблемная направленность всей системы обучения должны стать нормой  современной образовательной системы  в любой форме. К сожалению, действующая классно-урочная система не способствует организации такой  деятельности. За 45 минут трудно дать возможность каждому ученику размышлять над рассматриваемой  проблемой, высказать собственную аргументированную точку зрения, организовать дискуссию. Если учесть, что   каждый день дети имеют   6-7 уроков по 45 минут каждый, то очевидно, что данная система приспособлена лишь к усвоению готовых знаний, которые дает им учитель, учебник. Учителя все еще придерживаются традиционной системы: объяснение, закрепление, контроль. Это объясняется тем, что нужно еще готовить выпускников к сдаче ЕГЭ, к тестированию.  До критического ли мышления здесь? А ведь это как раз путь формирования человека, не способного самостоятельно мыслить, принимать решения.
Современные педагогические технологии, а именно технология критического мышления, помогают несколько сгладить классно-урочную систему.   Если наши ученики будут уметь самостоятельно мыслить, осуществлять рефлексию не только собственной деятельности, но и деятельности других людей, информации, тогда, возможно,  нам удастся создать в обществе ту самую атмосферу неприятия всего безнравственного, что не укладывается в понятие порядочности, честности и открытости, что не согласуется с основными человеческими ценностями.  
Пока примут и заработают соответствующие законы, учитель делает все возможное, чтобы в существующих условиях пытаться решать проблему информационной безопасности, используя весь запас разработанных педагогических методов, средств обучения. Наряду с другими технологиями существует много способов освоить педагогу технологию критического мышления. В нашей школе под руководством Пичугиной Е.В., замдиректора по УВР, результатом работы проблемно-творческой группы «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» стала публикация в виде сборника методических разработок учителей и представлена на итоговом заседании группы и школы.