Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы


Методический семинарТехнология развитияКритического мышленияЧерез чтение и письмо наУроках русского языка и литературыСобакина Елена Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ Пыщугская средняя общеобразовательная школа Пыщугского районаКостромской области «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть,  я запомню. Но  вовлеки меня, и тогда я постигну». Конфуций Актуальность ТРКМЧПЦель современного образованияподготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельноШкола должна подготовить выпускников, способных: ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике самостоятельно критически мыслитьграмотно работать с информацией быть коммуникабельнымисамостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровняЦель технологии развития критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
style.rotation Характеристики, присущие критически мыслящему человеку Решают проблемы;Проявляют известную настойчивость;Контролируют себя, свою импульсивность;Открыты для других людей;Решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;Слушают собеседника;Эмпатичны;Терпимы к неопределенности;Рассматривают проблемы с разных точек зрения;Устанавливают множественные связи между явлениями;Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов;Рассматривают несколько возможностей решения какой-то проблемы;Часто задают вопрос: «Что, если…?»;Умеют строить логические выводы;Размышляют о своих чувствах, мыслях - оценивают их;Строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;Применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;Любознательны;Активно воспринимают информацию. Школьник, умеющий критически мыслить,владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.УУДПознавательные общеучебные УУД: смысловое чтение, обработка информацииКоммуникативные УУДЛичностные УУД Приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД)Приобретаемые умения и навыкиФормируемые УУД Понимать информацию, представленную в текстовой форме;  отделять новое знание от  известного; ставить вопросы к тексту и искать ответы на них.Находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее; формулировать несложные выводы на основе прочитанного текста; сравнивать информациюПознавательные УУДСоставлять тексты в устной и письменной форме. Формулировать свои мысли; понимать собеседника; объяснять партнеру свою точку зрения.Коммуникативные УУДРаботая по алгоритму (памятке), сверять свои ответы и, при необходимости, корректировать свои записи с помощью одноклассников и учителя.Сверять свои ответы с целью проверки правильности выполнения задания и коррекции; оценивать результаты совместной деятельностиРегулятивные УУДЛичностное, профессиональное, жизненное самоопределение.Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.  Нравственно-этическая ориентация.Оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Умение формулировать собственную позицию.Личностные УУД РефлексияОсмысление новой информации или РеализацияВызов6Задачи: актуализировать знания; пробудить познавательный интерес; помочь определить направления в изучении темы.Задачи: помочь активно воспринимать изучаемый материал; помочь соотнести старые знания с новыми.Задачи: помочь самостоятельно обобщить изученный материал; помочь самостоятельно определить направления изученного материала.В основе технологии лежит следование трём фазам:




Урочная деятельность в режиме ТРКМЧПЭтапыХарактеристика деятельностиМетоды и приемы обученияВызовАктуализация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала.Формы работы:Индивидуальная, парная, групповая «Верные - неверные утверждения»;«Перепутанные логические цепочки»;«Сбор ассоциаций»;«Составление кластера»; «Корзина идей»составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»;«Кубик»ОсмыслениеАктивное получению информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.Формы работы:Индивидуальная, парная, групповая«Верные - неверные утверждения»;«Перепутанные логические цепочки»;«Сбор ассоциаций»;«Составление кластера»; «Корзина идей»составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»;«Кубик»;Чтение с пометамиРефлексияСуммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу Формы работы:Индивидуальная, парная, групповаянаписание эссе, телеграммы, письма; «Синквейн» составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»;«Кубик» Деятельность учителя и ученика на всех стадиях урока{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Фаза урокаУчительУченик«ВЫЗОВ»Провоцирует ученикаЗадает вопросыСоздает ситуацию актуализации опыта ученикаФормирует мотивацию ученикаОтвечает на провокациюВспоминает всё, что знает по данной темеФормулирует первые гипотезыОпределяется в своих мотивах и целя«ОСМЫСЛЕНИЕ»Предлагает опорный текст по темеОрганизует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссииУправляет групповой динамикойПоддерживает мотивацию и целиУчит работать сообщаВключается в процессы чтения, обсуждения, дискуссииУчаствует в групповом взаимодействииПодкрепляет и делает коррекцию своих целейСлушает, задаёт вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации«РЕФЛЕКСИЯ»Управляет подведением итоговСтавит новые вопросы и задачи на будущееОценивает деятельность ученикаСуммирует в групповой работе весь изученный материалЗадаёт вопросы на будущееДелает самооценку своей деятельности Некоторые приёмы ТРКМЧП«Чтение с остановками»:1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием? - прогноз его содержания и проблематики;  рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);2. Осмысление.Учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. Ромашка БлумаПростойвопросУточняющийвопросОценочныйвопросТворческийвопросВопросинтерпретацияПрактическийвопрос?Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на урокеТворческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»



Форма бортового журналаЧто мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста?Заполняется на стадии вызоваЗаполняется при чтении (по мере чтения)во время пауз и остановок«Тонкие вопросы»«Толстые вопросы»Кто….?Что…?Когда…?Как зовут…?Где происходит действие?Почему…?В чём различие?Чем объясняется…?Предположите, что будет, если…? Орфограммы корняГласныеСогласныеПроверяемыеНепроверяемыеЧередующиесяПроверяемыеНепроверяемыеГласные после шипящихЧу-щу, ча-ща, жи-шиО-Ё после шипящих Кластер(гроздь) В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. (Ученики работают в парах или в группах.) Верные и неверные утверждения или "верите ли вы"  Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Например, 1. Верите ли вы, что в корне после шипящих всегда пишется буква О?2. Верите ли вы, что слово ШЁПОТ написано правильно? 3. Верите ли вы, что слово ШОРОХ пишется с буквой О ? 4. Верите ли вы, что в иноязычных словах после шипящих всегда пишется буква Ё?5. Верите ли вы, что слова КРЫЖОВНИК и ЖОНГЛЁР написаны правильно? Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. нетдаданетда


Таблица ЗХУ  Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица "знаю - хочу знать - узнал«. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. З – что знаю Х - что хочу узнать У - что узнал, и что осталось узнать Инсерт (условные значки)V(осознать новые знания)+(исправить неверные предположения)-(исправить неверные предположения?(побудить дальнейший интерес к теме)Я это зналЭто для меня абсолютно новоеЭто противоречит тому, что я зналЯ хочу знать об этом больше
Метапредметные связи помогают говорить о смысле жизни, о ценности жизни. Ожидаемый результат - развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Основные положения технологии предполагают следующие задачи обучения школьников: научить учиться и мыслить критически; научить умению работать с текстом – научным, художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы; при встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически; представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Новизна опытаВ приобретении опыта критической работы с информациейВо внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии РКМЧП, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности.В апробировании системы работы по развитию критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС.В преобразующей деятельности обучающихся на уроках. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе.