Проект Муниципальная инновационная площадка

Администрация муниципального образования город Краснодар
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Конкурс общественно значимых инновационных проектов среди образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар
в 2013-2014 учебном году

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Краснодар гимназия № 36

Проект инновационной деятельности по теме:

Тьюторская модель индивидуализации общего образования
как комплекс организационно-педагогических условий
формирования у учащихся гимназии универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования





Директор МБОУ гимназии №36
города Краснодара: Давыдова Надежда Николаевна



Научный руководитель проекта: Бондарев Пётр Борисович,
к.ф.н., доц. КубГУ

Руководитель проекта Савенко Анна Петровна



Адрес: 350000, Краснодар, ул. Красноармейская, 52
Телефоны: (861) 262-25-47, факс: 262-25-47
e-mail: gimnaz36@ kubannet.ru




КРАСНОДАР 2013 содержание


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....3

Актуальность проекта.....3

Методологические характеристики проекта.4

План проведения инновационной деятельности..7

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...7

1 Анализ опыта внедрения тьюторской модели индивидуализации образования как средства достижения нового качества общего образования....7

2 Концептуальные основы разработки тьюторской модели индивидуализации общего образования, ориентированной на формирование у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования..11

3 Индивидуальная образовательная программа как базовая институциональная форма образования14

4 Мониторинг формирования у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования при реализации тьюторской модели индивидуализации общего образования..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.17

Список литературы....19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность исследования. Современную ситуацию развития российского образования характеризуют, с одной стороны, углубление процессов модернизации российского общества, что обуславливает новые требования государства к результатам образования, закрепленные в НОИ «Наша новая школа», которые ориентируют школы научить учащихся «изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [1, с.3]. С другой стороны – в самой системе образования происходят масштабные сущностные и институциональные изменения. В рамках деятельности инновационных образовательных учреждений моделируется и реализуется опыт построения процесса образования на принципах индивидуализации, открытости, вариативности. Инновации в проектировании образовательных систем такого типа представлены в исследованиях начала ХХI века, выполненных под научным руководством А.И. Адамского, В.П. Бедерхановой, Т.М. Ковалевой и др.
Вместе с тем, даже с учетом того, что в последнее время создан достаточно широкий научный и инновационный задел для построения общеобразовательной школы, ориентированной на достижение современных результатов образования, в массовой практике сохраняется ряд противоречий:
- между современными теоретическими подходами к развитию общего образования (деятельностный, компетентностный и др.), нашедшими отражение в ФГОС и продолжающейся в массовой практике реализацией морально устаревшего подхода к образованию, сутью которого является передача готовых знаний преимущественно в классно-урочной форме;
- между требованиями времени и общества в осуществлении индивидуализации образования как средства обеспечения максимальной самореализации учащихся и неразработанностью организационно-педагогических условий индивидуального образования в массовой школе;
- между выраженной направленностью современных учащихся на самоутверждение, самостоятельность, инициативность и сохранением репродуктивных вербальных форм передачи учебной информации, однолинейной ролевой матрицы «учитель – ученик», «отчужденного» учебного предмета в качестве единицы обучения.
Возможность преодоления указанных противоречий напрямую зависит от того, какие организационно-педагогические условия созданы в учреждении для осуществления образовательного процесса.
Таким образом, федеральная образовательная политика определяет в качестве одного из приоритетов инновационной деятельности в общем образовании его индивидуализацию, ключевым инструментом которой выступает организация тьюторского сопровождения деятельности учащихся.
Методологические характеристики проекта.
В поисках возможности преодоления выделенных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: какие организационно-педагогические условия способствуют формированию у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования?
Субъект исследования: временный научно-инновационный коллектив, состоящий из заинтересованных представителей администрации, управляющего совета и педагогического коллектива гимназии, экспертов из системы ВПО (всего около 15 человек).
Объектом исследования является образовательный процесс гимназии, ориентированный на формирование у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования.
Предметом исследования выступает тьюторская модель индивидуализации общего образования как средство, способствующее формированию у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования.
Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу о том, что формирование у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования обусловлено реализацией тьюторской модели индивидуализации образования как комплекса организационно-педагогических условий:
- цели образования проектируются в контексте реализации принципов индивидуализации, вариативности, ориентации на деятельность и открытости образования;
- содержание общего образования составляют не столько знания, сколько универсальные способы деятельности (творчество, исследование и проектирование), предлагаемый подход не отрицает важности знаний, однако знания рассматриваются не как самоцель, а как средство решения актуальных для личности проблем;
- технология организации образовательного процесса опирается на использование методов развивающего образования (проблемный, эвристический, моделинговый);
- базовой институциональной формой образования выступает индивидуальная образовательная программа, процесс реализации которой сопровождается педагогами-тьюторами;
- учитель уходит от профессиональной позиции предметника к позиции проектировщика, тьютора и консультанта учащихся, находящихся в открытом и вариативном пространстве индивидуального образования;
- учащиеся осваивают самообразование как основной способ освоения содержания обучения, развивают навыки самостоятельной познавательной и практической деятельности;
- существенно возрастает роль средств обучения, особое значение приобретают средства дистанционного обучения, информационные и телекоммуникационные технологии обучения.
Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка тьюторской модели индивидуализации образования как комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить степень изученности проблемы организационно-педагогических условий, способствующих формированию у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования.
2. Определить возможности реализации принципов индивидуализации, вариативности, ориентации на деятельность и открытости в построении образовательного процесса.
3. Обосновать универсальные способы деятельности учащихся (творчество, исследование и проектирование) как ключевой элемент содержания общего образования.
4. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия индивидуализации общего образования.
5. Разработать тьюторскую модель индивидуализации образования как комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования и обосновать ее эффективность.
6. Разработать психолого-педагогический инструментарий измерения и оценки сформированности универсальных способов деятельности учащихся (творчество, исследование и проектирование).
7. Осуществить экспериментально-педагогическое исследование по внедрению разработанной тьюторской модели индивидуализации образования как комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования и проверки ее эффективности.
8. Проанализировать и обобщить материалы исследований. Подготовить результаты ОЭР к публикации в виде статей и брошюры.
Методологическую основу исследования составляют деятельностный подход, утверждающий деятельность основанием и условием развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Теоретическую основу исследования составляют:
а)личностно-ориентированная парадигма образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Бедерханова, И.Д. Демакова, И С Якиманская и др),
б) концепция системных инноваций в сфере образования (А.И. Адамский, П.Б. Бондарев, П.Г. Щедровицкий и др ),
в) теоретические идеи по основам моделирования образования (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Е.В. Бережнова и др.),
г) теоретические идеи реализации принципа индивидуализации образования (Т.М. Ковалева, М.П. Черемных, И.Д. Фрумин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы, экспертный анализ инновационного педагогического опыта, моделирование, синтез данных;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
.
План проведения инновационной деятельности



Наименование этапов
Сроки
Содержание работ
Результаты ИР, их документальное оформление

0.
Подготовительн. этап
2010-2013
Создание условий для запуска инновационной деятельности. Разработка тьюторских практик и их реализация в образовательном процессе гимназии.
Отчёт об ИР МИП «Тьюторское сопровождение индивидуализации образования
как средство достижения нового качества общего образования в условиях полилингвальной гимназии»

1.
Диагностико-моделирующий этап.
2013-2014
Разработать тьюторскую модель индивидуал. общего образования и обосновать ее эффективность
Модель индивидуализации общего образования (подходы, показатели, критерии эффективности, методики измерений)




Разработать инструментарий и провести стартовые измерения в рамках мониторинга универсальных способов деятельности учащихся (творчество, исследование и проектирование) – УСДУ
Психолого-педагогический инструментарий измерения универсальных способов деятельности учащихся (творчество, исследование и проектирование)

Материалы диагностики




Обучение учителей гимназии основам тьюторской деятельности, ориентированной на формирование УСДУ
Учебно-методический комплекс «Тьюторское сопровождение индивидуализации общего образования, ориентированное на формирование УСДУ»

2.

Формирующий этап.

2014-2015

Внедрение тьюторской модели индивидуал. общего образования
Материалы исследований
Отчёт об ИР МИП




Разработка тьюторских практик и их реализация в образовательном процессе гимназии
Материалы исследований
Отчёт об ИР МИП
Публикация методических рекомендаций.




Провести промежуточные измерения в рамках мониторинга УСУД
Материалы диагностики
Отчёт об ИР МИП

3.
Диагностико-обобщающий этап.
2015-2016
Проверить эффективность тьюторской модели индивидуал. общего образования
Итоговый отчёт об инновационной работе МИП




Провести итоговые измерения в рамках мониторинга УСУД
Материалы мониторинга




Обобщить материалы исследований. Опубликовать результаты ОЭР в виде научных статей и брошюры.
Оформление результатов инновационного проекта в виде публикаций в педагогических журналах и в виде брошюры, размещение материалов на сайте гимназии в сети Интернет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Анализ опыта внедрения тьюторской модели индивидуализации образования как средства достижения нового качества общего образования
В 2010-2013 гг. коллективом гимназии № 36 проводилась инновационная деятельность в рамках проекта МИП «Тьюторское сопровождение индивидуализации образования как средство достижения нового качества общего образования». Результаты и выводы указанного проекта послужили основой для дальнейшего развития инновационной деятельности гимназии.
В условиях вариативного образования процесс формирования ответственного выбора должен быть педагогически организован и обеспечен. Это достигнуто введением в образовательное пространство школы специальной позиции – тьютора. Существующее типовое штатное расписание для общеобразовательных учреждений не предусматривает специальной должности «тьютор». Поэтому тьюторские функции выполняют учителя-предметники, социальные педагоги, школьные психологи, педагоги дополнительного образования, прошедшие соответствующую подготовку.
Построенная тьюторская модель индивидуализации образования в условиях гимназии включает в себя ценностно-целевой, возрастной и технологический аспекты тьюторского сопровождения. Построена система оценки компетентностных результатов образования учащихся гимназии. Материалы диагностического исследования доказали эффективность вводимой модели тьюторского сопровождения индивидуализации образования.
В условиях проведения опытно-экспериментальных работ было показано, что тьюторское сопровождение индивидуализации образования в максимальной степени способствует выявлению и развитию способностей учащихся, их личностному и профессиональному самоопределению, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, расширяет возможности продолжения образования выпускников и более эффективно готовит выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, предоставляя широкие возможности для выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Было установлено, что тьюторская деятельность педагога представляет собой комплекс профессионально-информационных, организационно-координационных, консультативно-практических, социально-педагогических мер, проводимых для оказания помощи учащимся в осознанном саморазвитии и самообразовании. Проведённое исследование позволяет нам рассматривать тьюторскую деятельность педагога как деятельность помощника, консультанта, организатора учебной деятельности и среды, способствующую активному вхождению личности в образовательную и профессиональную деятельность.
Индивидуализация учебного процесса была обеспечена за счет возможности самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов (базовый, углубленный, альтернативный), форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Этот выбор оформляется учащимся как ИУП, который составляется на основе определения учащимся целей обучения в рамках своей образовательной программы, а также на основе исследования доступных ресурсов. Исследовательская деятельность учащихся обосновывается как средство индивидуального развития, которое понимается не как профессиональная ориентация учащихся, а как обучение, позволяющее развить у них способность к творческому решению возникающих задач.
В реализуемой сейчас модели в инновационном режиме работают 7 учителей-тьюторов. Организационно заложено фиксированное время для встреч с тьютором. В зависимости от существующих организационных и временных ресурсов количество школьников у одного тьютора может варьироваться от семи учащихся до группы наполняемостью до 30 человек. При этом группа может быть как одновозрастной и состоять, например, из учащихся одного класса или параллели, так и разновозрастной, объединяющей ребят с похожими познавательными интересами.
Вместе с тем, в процессе проведения эксперимента выявлены риски и ограничения, преодоление которых возможно в рамках решения задач уже нового инновационного проекта:
- в рамках современных концепций образования, в т.ч. представленных в новых ФГОС основной и старшей ступеней, содержанием общего образования выступают не столько знания, сколько универсальные способы деятельности (в нашей трактовке – творчество, исследование и проектирование), что предполагает переориентацию всей образовательной деятельности гимназии, в т.ч. – тьюторского сопровождения индивидуализации общего образования;
- индивидуальная образовательная программа учащегося, процесс реализации которой в гимназии сопровождается педагогами-тьюторами, пока не стала институционально закрепленной нормой;
- в практике проведения занятий все еще слабо задействован потенциал методов развивающего образования (проблемный, эвристический, моделинговый);
- предлагаемый сегодня в гимназии спектр учебных ресурсов не позволяет говорить о наличии насыщенной учебно-развивающей информационной среды, включающей средства дистанционного обучения, информационные и телекоммуникационные технологии;
- нуждается в доработке и расширении спектр элективных курсов, который сейчас недостаточно широк для успешного формирования у учащихся универсальных способов деятельности в рамках реализации учащимися ИУП;
- учебная и общая несамостоятельность многих школьников, отсутствие у них опыта самообразования приводит к их неготовности к эффективному формированию своего ИУП, что требует специальных программ подготовки учащихся и наличие постоянного внешнего контроля за индивидуализацией учебного процесса;
- неготовность многих педагогов работать по индивидуализированным образовательным программам разного типа в соответствии с выбором ученика требует проведения с ними обучающих семинаров.
2 Концептуальные основы разработки тьюторской модели индивидуализации общего образования, ориентированной на формирование у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования
Образование понимается нами как процесс формирования осознанного отношения к построению жизненной траектории и обретения уникального собственного образа путем управления своей жизнью. Под индивидуализацией образовательного процесса мы будем понимать создание каждому школьнику комплекса условий для формирования и реализации собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив.
Целями индивидуального образования являются готовность к продуктивному решению проблем в меняющемся мире, в том числе готовность к самообразованию, а также развитие мышления и деятельности – творческой, исследовательской и проектировочной. Критериями оценки результата индивидуального образования старшеклассников являются мера продуктивности освоения ими универсальных способов деятельности – творчества, исследования и проектирования.
При этом миссия школы сегодня видится как максимально широкое вовлечение учащихся в процесс самообразования, т.е. управления своей образовательной траекторией, освоения ими техник, приемов работы, необходимых в построении собственного жизненного пути. Такая трактовка образования определяется ориентацией на принципы индивидуализации и вариативности.
Достижение указанных целей предполагает наряду с учебным и образовательно-рефлексивным пространствами обустройство пространства практической деятельности: работы с проектами, проведения самостоятельных индивидуальных или групповых исследований, инициативной организации творческих акций. Такое понимание образования поддерживается принципами ориентации на деятельность и открытости.
У последовательно реализуемой индивидуализации образования задача – «вывести» ученика в процесс самообразования как управления своей образовательной траекторией. При таком подходе педагог помогает ребёнку нарабатывать собственные техники, приёмы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы. Анализируя опыт локальных школьных проектов, пытающихся по-разному выстраивать работу с процессом индивидуализации, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Т.М. Ковалёва приход к выводам, что если процесс индивидуализации мы понимаем как процесс управления собственной индивидуальной образовательной траекторией, если индивидуализация ставится школой в качестве дополнительной задачи, то должны быть найдены специальные педагогические средства и формы организации образовательного процесса и образовательного пространства, отвечающие особенностям определённого возраста и выводящие на процесс индивидуализации [7, с.49-53].
Один из основных теоретиков и практиков российского гуманистического образования О.С. Газман цели педагогической поддержки определял тремя ведущими направлениями педагогической деятельности [3, с. 18-19]:
обеспечение внутренних условий для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической самозащиты, деятельностей самоосуществления);
создание благоприятных внешних условий (среды) для психического и биологического существования и развития;
организация микросоциальной развивающей среды (гуманистические и доверительные отношения, межличностное общение, творческая деятельность, благоприятный психологический климат) как продукта активности человека.

Таким образом, концепция тьюторской модели индивидуализации образования как комплекса организационно-педагогических условий состоит из следующих положений-концептов:
- цели образования проектируются в контексте реализации принципов индивидуализации, вариативности, ориентации на деятельность и открытости образования;
- содержание общего образования составляют не столько знания, сколько универсальные способы деятельности (творчество, исследование и проектирование), предлагаемый подход не отрицает важности знаний, однако знания рассматриваются не как самоцель, а как средство решения актуальных для личности проблем;
- технология организации образовательного процесса опирается на использование методов развивающего образования (проблемный, эвристический, моделинговый),
- базовой институциональной формой образования выступает индивидуальная образовательная программа, процесс реализации которой сопровождается педагогами-тьюторами;
- учитель уходит от профессиональной позиции предметника к позиции проектировщика, тьютора и консультанта учащихся, находящихся в открытом и вариативном пространстве индивидуального образования,
- учащиеся осваивают самообразование как основной способ освоения содержания обучения, развивают навыки самостоятельной познавательной и практической деятельности,
- существенно возрастает роль средств обучения, особое значение приобретают средства дистанционного обучения, информационные и телекоммуникационные технологии обучения.


3 Индивидуальная образовательная программа как базовая институциональная форма образования
Оптимальной организационной формой обеспечения индивидуализации общего образования выступает тьюторство. Тьютор (от лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – в английской системе образования – педагог-наставник, выдвигается из числа опытных и успешных преподавателей, совмещает педагогическую деятельность с наставничеством, руководством над группой из 5 – 12 учащихся, которые самостоятельно работают над определенными темами и т.п. Тьютор в педагогических колледжах (Оксфорд, Кембридж) помогает студенту в самостоятельном составлении программы своего обучения, способствует его самоопределению и личностно-профессиональному развитию.
Тьюторская практика индивидуализации образования предполагает сопровождение индивидуального образовательного процесса, от формирования первичного познавательного интереса до консультирования в выполнении творческих проектов. В общем виде целью тьютора является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве, направленное на предоставление ему возможностей и ресурсов реального индивидуального выбора индивидуального образовательного маршрута, личностного и профессионального самоопределения. Тьютор выступает в качестве организатора условий, в которых возможна образовательная активность ребенка в режиме проб и поиска, организует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся; помогает их включению в проектную, игровую, авторскую деятельности, организует самоподготовку учащихся; проводит групповые и индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей.
В процессе сопровождения тьютором организуется поиск средств установления, поддерживания и развития у каждого учащегося инициативного и авторского отношения к культуре, собственной деятельности, каждый раз заново должны быть определены особенности его познавательной деятельности, ценностные и социальные стремления, найдены средства его самоопределения, проанализированы социокультурные возможности для конкретного образовательного пути. Индивидуальный учебный план учащегося (ИУП) стал первым эффективным инструментом в отечественной педагогике, позволившим реально перевести практику индивидуализации учебного процесса с личностного на организационный уровень. В современном понимании ИУП – индивидуальный, логически связанный набор учебных курсов различных уровней (базовых, профильных, элективных), проектно-исследовательских и творческих работ, социальных практик и т.п., выбранных для освоения учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального БУП. Школа, которая ориентируется на индивидуализацию образования старшеклассников, должна решать две основные задачи: 1) организацию работы (мероприятия, процедуры, технологии) обеспечивающей формирование и сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП); 2) создание насыщенного учебного пространства, которое обеспечивает школьнику реализацию его ИУП.
Индивидуальная образовательная программа – это нормативный документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Структура индивидуальной образовательной программы: анализ индивидуальной образовательной истории, цели и задачи образования на предстоящий период, смыслы и контексты, индивидуальный образовательный план (индивидуальный учебный план, план социальных проб, план рефлексивных ситуаций), ресурсное обеспечение, оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной программы.
Выявлены основные функции ИУП в системе индивидуализации обучения: оптимизационная (обеспечение оптимальных условий для учащихся, обладающих индивидуальными интеллектуально-психологическими особенностями), интенсификации (обеспечение более высокого темпа усвоения того или иного курса), функция расширения содержания образования, функция обеспечения учебной мобильности, здоровьесберегающая.
4 Мониторинг формирования у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования при реализации тьюторской модели индивидуализации общего образования
Применение метода экспертных оценок проведенных учащимися исследований и разработанных проектов позволяет выявить динамическую картину формирования у учащихся универсальных способов деятельности.
Гуманитарный аспект индивидуализации общего образования предполагает анализ динамики у учащихся показателей личностных новообразований, путем осуществления психологического тестирования и сравнения данных на «входе» и «выходе»: развития смысло-жизненных ориентаций, формирования интернального локуса контроля, динамики позитивного самоотношения и самостоятельности.
Диагностическая карта оценки результатов учащихся
Результат
Способ измерения

1 Универсальные способы деятельности
1.1 Творчество
1.2 Исследование
1.3 Проектирование

1.1 Тесты креативности (различные варианты для старшеклассников, мл. школьников, уч-ся основной школы)
1.2 Успешность решения исследовательски-ориентированных задач
1.3 Экспертная оценка проектов как продуктов деятельности

2. Личностные новообразования
2.1. Сформированность мотивации достижения
2.2. Осмысленность жизни, наличие жизненных целей, удовлетворённость самореализацией
2.3. Высокий уровень самоуважения, самопринятия
2.4. Способность к саморазвитию

2.1. «Мотивация достижения» А. Мехрабиана (для старшеклассников).
2.2. Тест-опросник смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (для старшеклассников)
2.3. Тест-опросник самоотношения С.Р. Пантелеева, В.В. Столина (для уч-ся основной школы и старшеклассников), показатель самоприятия «Шкалы оценки своей компетентности» С. Хартер в адапт. Н.С. Чернышёвой (для мл. школьников)
2.4. Самоактуализационный тест Э. Шострома (для старшеклассников)




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты инновационной работы гимназии № 36 г. Краснодара за 2010-2013 гг. обладают научной новизной и практической значимостью. Разработана и апробирована в условиях гимназии тьюторская модель индивидуализации образования, включающая в себя ценностно-целевой, технологический и возрастной аспекты тьюторского сопровождения. Построена система оценки компетентностных результатов образования учащихся гимназии. Материалы диагностического исследования доказали эффективность модели тьюторского сопровождения индивидуализации образования в части появления нового качества образования.
Вместе с тем, апробация результатов в рамках опорной площадки, проходившая в условиях подготовки к введению новых ФГОС основной и старшей ступеней, а также реализации новой федеральной концепции развития общего образования, изложенной в НОИ «Наша новая школа», позволила выявить следующие риски и ограничения реализации проекта:
- недостаточно организована ориентация содержания образования на формирование универсальных способов деятельности учащихся;
- ИОП не получил в гимназии свое институциональное закрепление как легитимная форма образования;
- нуждается в доработке и расширении спектр элективных курсов, наполняющих содержание ИОП;
- в образовательном процессе недостаточно задействован потенциал методов развивающего образования;
- не удалось в полной мере создать насыщенную учебно-развивающую информационную среду, включающую средства дистанционного обучения, информационные и телекоммуникационные технологии;
- не все учителя школы – участники проекта оказались готовы к осуществлению эффективной профессиональной деятельности в условиях реализации тьюторской модели индивидуализации общего образования;
- многие учащиеся остались неподготовлены к самообразованию.
Анализ выявленных рисков, а также противоречий современного этапа развития общего образования позволил нам сформулировать проблему нового проекта: какие организационно-педагогические условия будут способствовать формированию у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования. Мы предполагаем, что формирование у учащихся универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования обусловлено реализацией тьюторской модели индивидуализации общего образования как комплекса организационно-педагогических условий:
- цели образования проектируются в контексте реализации принципов индивидуализации, вариативности, ориентации на деятельность и открытости образования;
- содержание общего образования составляют не столько знания, сколько универсальные способы деятельности;
- технология организации образовательного процесса опирается на использование методов развивающего образования,
- базовой институциональной формой образования выступает индивидуальная образовательная программа;
- учитель уходит от профессиональной позиции предметника к позиции проектировщика, тьютора и консультанта учащихся, находящихся в открытом и вариативном пространстве индивидуального образования;
- учащиеся осваивают самообразование как основной способ освоения содержания обучения;
- существенно возрастает роль средств обучения, особое значение приобретают средства дистанционного обучения, информационные и телекоммуникационные технологии обучения.
Проверка данного предположения станет содержанием инновационной работы гимназии на современном этапе ее развития. Ожидаемые результаты могут быть востребованы управленцами и учителями ОУ, ориентированных на достижение современных результатов образования и реализующих модели тьюторского сопровождения образовательного процесса.
Список литературы
НОИ «Наша новая школа» М., 2011.
Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Краснодар, 2000.
Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.
Диагностика как фактор развития образовательной системы: Учебное пособие/ Г.А. Демидова, Т.И. Дормидонова и др. СПб., 1995.
Документы отчета ОЭСР по программе учебных достижений: http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Информационные ресурсы Института проблем образовательной политики «Эврика»: http: // www.eurekanet.ru.
Ковалева Т.М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании // Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы. Матер. Всерос. научно-практической конференции. М., 2008.
Майоров А.Н. Мониторинг деятельности образовательного учреждения: достижение нового качества образования. СПб., 2003.
Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов/ Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. СПб., 2002.
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.,1999.
Тубельский А.Н. Школа самоопределения. М., 1999.
Унт И.Э. Дифференциация и индивидуализация обучения. М., 1990.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
Хохлова С.В. Мониторинг качества школьного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2003.
Черемных М.П. Образовательные стандарты современной старшей школы // Народное образование. 2007, №2. - С. 145-152.








13PAGE 15


13PAGE 141915




Заголовок 1 Заголовок 215