Кружковая работа с детьми младшей группы по оригинальной методике Н.А.Зайцева Волшебные кубики


Управление образования администрации г. Шахтёрска
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа №11 «Берёзка»
Кружковая работа
с детьми младшей группы
по оригинальной методике Н. А. Зайцева
Тема: «Волшебные кубики»
Воспитатель:
Текучева Л. С.
Знакомство с кубиками и таблицами
Цель: Познакомить детей с кубиками и таблицами
Учить различать кубики по цвету, величине, звучанию;
Учить называть склады на кубиках, находить их название на таблицах;
Формировать умения устанавливать связь между звучанием и цветом;
Правильно ставить кубик на «ножку»;
Соотносить ритм речи с движением;
Помочь детям запомнить склады;
Заинтересовать письмом и чтением;
Развивать внимание, память, мышления.
Сентябрь 1.Город Буквоград.
Цель: Познакомить детей с городом Буквоград; С волшебными кубиками, таблицами; Обратить внимание на то, что кубики имеют разный цвет, величину, звучание; Познакомить с «золотыми» кубики с буквами «А», «О», «У», «Ы», «Э». Объяснить значение полоски «На кубиках». Помочь найти домики «золотых» кубиков на таблице 1. Игровая ситуация: Путешествие в город Буквоград.
2.Найди своей матрешке домик.
Цель: Закрепить знакомство с большими «золотыми» кубиками с буквами «А», «О», «У», «Ы», «Э». Правильно ставить кубик «на ножку». Находить домик «золотых» кубиков на таблице 1, пропеть их песенку.
Игровая ситуация: «Матрешки», «Золотые домики» (фигурки матрешек вырезанные из картона, на фартуках которых изображены «золотые» буквы, такие же буквы изображены в окошках домиков). Найти домик матрешки.
3.Назови сестричку буквы…..
Цель: Познакомить с маленькими «золотыми» кубиками с буквами «я», «ё», «ю», «и», «е». Дать понять, что большому кубику может соответствовать маленький. Пропеть песенки с больших и маленьких «золотых» кубиков.
Игровая ситуация «Сестрички матрешек» (помочь старшим матрешкам, найти младших матрешек. А – я, У- ю и т.д. Фигурки матрешек вырезаны из картона).Октябрь 1.Мы по лесу шли, шли…
Цель: Познакомить с новыми кубиками с буквами «Б», «П», «М», «Д», «Т». Учить устанавливать связь между названием кубика, звучанием, цветом. Уметь ориентироваться в условном названии кубиков: - большой « золотой» большой «железно-золотой» большой «деревянно-золотой» - маленький «золотой», маленький «железно-золотой», маленький «деревянно-золотой». Различать их по звучанию и назначению.
Игровая ситуация: Мы по лесу шли, шли –
Кубик нашли
А какой сейчас расскажем
Зайчику его покажем.
2.Найди имя кубика.
Цель: Помочь понять, что каждый кубик имеет свое «имя» и «фамилию». «Имя» – это когда написаны буквы М, П, Д, Т, Б и другие. «Фамилия» - это склады МА – ПА – ДА – ТА – БА и другие. Уметь поворачивать разными гранями кубик и находить «имя» и «фамилию» кубика.
Игровая ситуация: Возьми кубик, который тебе нравится, и назови его «имя» и «фамилию».
3.Подбери к маленькому кубику большой (и наоборот) Цель: Познакомить с новыми маленькими кубиками с буквами бь, пь, мь, дь, ть. Уметь отыскать маленький кубик к большому (и наоборот): Б – бь, П – пь, М – мь, Д –дь, Т – ть; Закрепить условное название кубиков: «золотой», «железно-золотой» они по разному звучат и имеют разный цвет.
Игровая ситуация: «Подарим Зайчику кубик» (Зайчик поднимает большой кубик Д, дети ищут маленький кубик дь.II вариант – дети дарят Зайчику «деревянно-золотой» кубик по заданию)
4.Подбеги к кубику, какой я назову.
Цель: Формировать умения классифицировать кубики по величине, цвету, звучанию, названию. Закрепить навыки находить «имя» и «фамилия» кубика сравнивать грани с песенкой на таблице 1. Правильно ставить кубик на «ножку».
Игровая ситуация: У нас в гостях Белочка (Белочка на столе под салфеткой разложила кубики). Дети рассматривают кубики, разлаживают их в обручи по величине, цвету, звучанию.
Чтение первых простых слов
Цель:
Закрепить с детьми выученный материал: Учить находить склад по образцу; Выкладывать на кубиках и читать первые простые слова; Выкладывать на кубиках, «писать» на таблицах свое имя; Пропевать знакомые и новые песенки на таблицах. Знакомство с новыми кубиками и буквами. Развивать внимание, наблюдательность, память.
Ноябрь 1.Найди такой же кубик и прочитай слово.
Цель: Учить находить на кубиках склады по образцу выкладывать и читать первые простые слова: МАМА, ПАПА, БАБА. Закрепить умение классифицировать кубики по «величине»
Игровая ситуация:
1. «Сложи слово» (Хотел Зайчик выложить слово МАМА, ПАПА, БАБА, но кроме складов «МА», «ПА», «БА» ничего больше не мог отыскать на кубиках. Поможем Зайчику найти такой же самый склад, и составить слово МАМА ). 2.«Строим паровоз» - (мальчики строят паровоз из больших кубиков, девочки из маленьких).
2.Путаница.
Цель: Учить исправлять ошибки в словах. Правильно называть склад, который нужно убрать в слове и который необходимо правильно поставить в слове. Закрепить умение правильно читать и «писать» на таблице слово МАМА, ПАПА, БАБА.
Игровая ситуация: «Исправь ошибки в словах» (Зайчик перепутал склады в словах и у него вышло: МАБА, ПАМА, БАПА. Поможем ему выложить слова на кубиках: МАМА. ПАПА, БАБА).3.Игры на имена:
Цель: Учить составлять и читать на кубиках и «писать» на таблицах свое имя. Находить свое имя среди других имен, читать на карточках.
Игровая ситуация:
1.Выложи из кубиков свое имя и прочитай (количество кубиков соответствует имени ребенка, лишних нет.) 2.Чье имя я показала (читать на кубиках другие имена). 3.Покажи свое имя (ребенок находит свое имя, прописанное на кубиках) 4. «Путаница» - перекладываются имена, выложенные на кубиках, дети находят и возвращают их на свои стульчики. 5.Один, два, три к своему имени беги.
4.У нас в гостях…
Цель: 1.Учить овладевать способом чтения складами ;Уверенно читать имена на карточках. 2.Закрепить умения выкладывать имена на кубиках.
Игровая ситуация: «Прочитай имя» - к нам в гости пришла ИРА – составим ее имя на кубиках: «И – РА». Проговорим его складами «И - РА». Какой первый кубик? - «И». Он «золотой», звонкий. Его можно проговаривать долго – долго, можно пропеть. Второй склад «РА» - «железно-золотой». Звенит меньше, но звонко. Его тоже можно долго проговаривать: «Р-р-а-а». Вместе проговорим два склада: И - и – и – р – р – а- а, И – ра, Ира. Имя Ира складывается с двух кубиков. Прочитаем.
Декабрь 1.Магазин
Цель: Учить четко, читать небольшие слова составлять их на кубиках. Продолжать детей ориентироваться на таблицах складов; пропевать их, сравнивать их с выложенными словами из кубиков.
Игровая ситуация: «Что я тебе купила?» - название игрушек: шар, кукла и другие.
2.Накормим куклу.
Цель: Упражнять детей в механизме чтения. Расширять словарный запас слов в чтении составленных слов из кубиков. Формировать грамматически правильную речь. Находить нужный склад в таблице.
Игровая ситуация: Сюжетно-ролевая игра «Поварята». Слова: борщ, суп, каша, сок.
3.Кто в теремочке живет?
Цель: Уметь читать слова, прописанные печатными буквами на карточках. Свободно ориентироваться в названии кубиков, складывать слова. Читать слова на таблице, (пособия «домик»)
Игровая ситуация:
Игра – драматизация «Теремок» (дети стоят в кругу – центр круга – теремок). Дети идут по кругу, проговаривая слова: Стоит в поле теремок, Теремок, он не низок не высок, не высок. Вот по полю мышка (лягушка, зайчик, лисичка, медведь) бежит. У ворот останавливаясь, говорит: «Тук – тук, кто в теремочке живет» ( каждый персонаж сказки выполняет определенное задание, тогда заходит в центр круга). «Теремок» - прочитать на карточке имя персонажа из сказки: (выложить из кубиков, написать на таблице 1, и т. д.).
4.Кукла Маша принесла кубики.
Цель: Учить детей строить поезд с определенной «золотой» буквой. Слитно читать склады.
Игровая ситуация:
«Поедем в гости» - Кукла Маша принесла кубики, построим поезд и поедем в гости. «Золотой» кубик А – это поезд, остальные вагончики А-ДА-МА-ША (каждому ребенку дается по три кубика).
СКЛАДЫВАНИЕ И ЧТЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ НА КУБИКАХ И НА ТАБЛИЦАХ. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СКЛАДАМИ.
Цель: Познакомить детей с новыми складами и буквами Г, К, Р, З, С, В, Ф, Х, Т, Ш, Щ, Ч, Ц. Учить складывать новые слова из кубиков и «писать» их на таблице 1. Расширять представления детей о явлениях в природе и жизни животных. Закрепить выученный материал. Развивать внимание, активную речь, умение отвечать на вопросы, наблюдательность, мышления, память.
Январь 1.Чудесный мешочек.
Цель: Познакомить детей с новыми кубиками и складами – буквы Г, К, Р. Нахождение их на кубиках и таблице 1, пропевание этих песенок.
Игровая ситуация: «Чудесный мешочек» - Кукла Маша пришла к нам в гости и принесла «чудесный мешочек». Что в мешочке? – (дети определяют, что там кубики). Называть кубики по цвету, величине, «имя» и «фамилия» каждого кубика с буквами Г, К, Р.
2.В гостях у сказки.
Цель: Уметь составлять из кубиков и читать имена данных животных. Исправлять ошибки в словах. Определить какого кубика не стало в слове.
Игровая ситуация: Сказка «Рукавичка»
I вариант: дети читают имена героев сказки. Исправляют ошибки в словах. II вариант: с кубиков составляют имена героев сказки. Определяют, какого слова не стало (детям дается определенное количество кубиков для написания имени героев, лишних нет)
3.Встреча с Незнайкой.
Цель: Уметь отгадывать загадки, отгадки выкладывать на кубиках и читать. «Писать» отгадки на таблице №1.
Игровая ситуация: «Дикие животные»
1.Летом серый, зимой белый. Прыгает ловко, ест морковку. (Заяц)
Какого кубика не стало в слове ЗАЯ….(Ц)
2. Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. ( Лиса)
Сколько кубиков в слове ЛИ - СА. Назовите первый склад на I кубике, на втором.
3. Быстрый маленький зверек,
По деревьям скок – поскок. (Белка)
«Напиши» на таблице слово выложенное из кубиков (белка).
4. Какое слово тебе написать.
Цель: Закрепить умение писать указкой на таблице, составлять и читать слова на кубиках. Закрепить понятие, что слово – это то, что оно может обозначать (предмет, цвет, игрушку и т. д.). На гранях кубиков и в «домиках» на таблице прописаны склады.
Игровая ситуация: «Живое слово»
Покажем лесным зверькам, как мы умеем играть с кубиками (детям раздаются кубики).
Воспитатель зовет: «ЗИ» иди ко мне! (ребенок у которого кубик З – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – ЗЭ, находит склад и отдает воспитателю).
- «МА», иди ко мне! (ставит кубики на полочку)
Что мы написали? - ЗИМА читают (затем возвращают кубики детям). У кого был склад «ЗИ»? У кого был склад «МА»? «Написать» это слово на таблице 1.
Февраль 1.Найди на карточках слово, выложенное на кубиках.
Цель: Продолжать учить детей составлять с кубиков небольшие слова и читать их. Найти на карточках слово, выложенное из кубиков.
Игровая ситуация: «Подпиши картинку»
На столе картинки дом лесных животных и птиц. I вариант: вначале «пишут» название животных на кубиках. II вариант: находят карточки с прописанными словами на кубиках и ложат рядом с картинкой.
2.Закончи слово.
Цель: Учить детей полностью прописывать слова. Называть последний склад в слове.
Игровая ситуация: «Что забыл Незнайка?»
Незнайка с кубиков выложил слова, но забыл поставить кое-какие кубики. Закончим написание слов, назовем склады, «пропишем» их на таблице. (на столе картинки с изображением коровы, машины, вороны, а рядом из кубиков недописанные слова МАШИ.. (НА), КОРО..(ВА), ВОРО..(НА) и другие)
3.Найди в слове склад, который я покажу.
Цель: Закрепить с детьми название новых складов с новыми буквами. Находить место склада в слове, показать его, назвать. Закрепить умение различать кубики по звучанию.
Игровая ситуация: Найди склад в слове.
На полочке друг за другом прописаны слова животных. I вариант: Дети вместе с воспитателем прочитывают их имена; II вариант: Воспитатель показывает кубик со складом: например СО: – Обращается к детям «Найдите в каком слове есть склад «СО». - В слове СОБАКА. Этот кубик звонкий или глухой?
4.Озвуч выбранный склад.
Цель: Помочь детям нарабатывать опыт работы с кубиками, складами, таблицами. Учить читать без принуждения, свободно. Отрабатывать речь детей четко произносить слитно склад, самостоятельно.
Игровая ситуация: «Я знаю кубик» На столе лежат все кубики. Дети по очереди подходят и говорят «условное» слово «Я знаю кубик…» берет тот кубик, который может озвучить, прочитать («прописать» по таблице).
ПОВТОРЕНИЕ СКЛАДОВ СО ВСЕМИ БУКВАМИ. ЧТЕНИЕ СЛОВ С ЭТИМИ СКЛАДАМИ, НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С 23 СЛОВ. ЧТЕНИЕ КОНТУРНЫХ КАРТИНОК.
Цель:
Закрепить с детьми выученные склады. Продолжать читать и складывать слова с кубиков. Продолжать «письмо» по таблице 1,2. Развивать внимание, память, наблюдательность, обогащать словарный запас слов.
Март 1.Контурные картинки.
Цель: Учить детей правильно называть изображение на контурных картинках. Читать слова слева направо. Составлять слова с кубиков по желанию. Читать их.
Игровая ситуация: Драматизация сказки Колобок. У нас в гостях сказка «Коло… (пишем указкой по таблице). Дети, сегодня указка играет «пишем, пишем, а потом стоп!». Остановились. Кто хочет поиграть с указкой – дописать слово? II вариант: Незнайка нарисовал героев сказки «Колобок» Кто нарисован на этом изображении? Узнали! Назовите (карточка – на которой с одной стороны контурное изображение животного, с обратной стороны печатными буквами прописано название животного) (Отрабатывать чтение слов слева направо) Какой герой сказки вам нравится? Дети берут нужные кубики и выкладывают названия своего героя. Прочитаем: (дед, баба, заяц, волк, лисица, колобок, медведь). 2.Детский сад.Цель: Учить детей составлять из кубиков и читать предложения из 2-3 слов на обозначение действий, которые они выполняли. Читать эти предложения на карточках, прописанных печатными буквами.
Обратить внимание на то, что предложение начинается с большой буквы, в конце ставится точка. Между слов ставится белый кубик, объяснить его назначение.
Игровая ситуация: «В нашем детском саду» Дети называют действия и составляют предложения из кубиков, «пишут» на таблице: « Мы обедаем», «Мы играем», «Моем руки», «Мы пошли гулять», «Мы рисуем» и т. д. (Между слов ставят белый кубик).
3.В селе у бабушки.
Цель: Продолжать нарабатывать технику чтения с помощью контурных рисунков. Составлять из кубиков слова и читать их. Помочь курочке собрать цыплят – чтение складов. Звукоподражание крику животных.
Игровая ситуация: Кто как кричит? – картинки. Звукоподражание – «прописать» по таблице, показать на кубе (песенки животных). II вариант: показать в слове склад (слова сложены из кубиков) III вариант: контурные рисунки «курочка и цыплята» - указать домашних птиц, назвать. Помочь курочке собрать цыплят (силуэт курочки и цыплят вырезаны из картона, на теле курочки «имя» кубика, на теле цыпленка «фамилия» кубика)
4. Поезд.
Цель: Учить детей самостоятельно без принуждения и напоминаний писать свое имя. Правильно подбирать кубики, уметь исправлять ошибки в слове (при написании имени ребенка) читать имя на карточке.
Игровая ситуация: «Едем в гости» I вариант: На чем можно поехать в гости? На поезде.
Дети строят поезд, каждый вагончик слово – имя ребенка. Кто едет в этом вагончике поезда? МАША. Как зовут пассажира этого вагончика? САША и т. д. II вариант: Поезд останавливается. Перестанавливаются вагончики. Как теперь узнать, кто в каком вагончике едет III вариант: Игры с карточками с прописанными именами детей (ход игры тот-же)
Апрель 1.Что изменилось?
Цель: Учить детей пропевать песенку дружбы на гласную букву – по выбору детей. Пропевать склады по таблице сверху вниз и снизу вверх. Читать слова на кубиках и таблицах. Отмечать, что с изменением склада в слове меняется смысл слова.
Игровая ситуация: Песенка дружбы (по таблице) На гласную У – БУ – ДУ – ВУ и т.д. – сверху вниз и снизу вверх. II вариант: «День-ночь» Дети читают слова: МАК, НОРА, ДУБ (Ночь: дети закрывают глаза – воспитатель меняет в начале слова буквы) День (дети открывают глаза и читают): РАК, ГОРА, ЗУБ.
2.Чудесные кубики.
Цель: Закрепить умение читать и выкладывать на кубиках слова и маленькие предложения. Рассказать стихотворение. Выбрать любое слово и сложить его из кубиков, «написать» на таблице.
Игровая ситуация: Стихотворение А. Барто «Лошадка».
I вариант. (у детей кубики в руках)
ЛО – подойди ко мне!
ША – подойди ко мне!
Д – подойди ко мне!
КА – подойди ко мне!
Какое слово выложили из кубиков? – ЛОШАДКА Рассказать стихотворение, выбрать любое слово выложить на кубиках, прочитать на таблице. Составить из кубиков предложение «Я ЛЮБЛЮ ЛОШАДКУ»
3.Картинки с надписями.
Цель: Отрабатывать четкое чтение простых слов прописанных печатными буквами на карточках, кубиках. Отрабатывать ритм дыхания при чтении слов. Уметь находить нужное слово среди других. Игровая ситуация: «Игрушки»
Май 1.Напиши и прочитай.
Цель: Учить детей «писать» печатными буквами с помощью трафарета склады. Начинать писать склад слева направо. Правильно держать карандаш. Отрабатывать упражнения мелкой моторики рук.
Игровая ситуация: Волшебный карандаш. Рассказать, что карандаш необычный, а волшебный, он умеет не только рисовать, но и писать. Вот как писал Зайчик букву А (показ воспитателя). Предложить детям написать через трафарет склады, буквы.
2.Коллективный просмотр по теме: «В гостях у лесных зверят»
Цель: В игровой деятельности выявить, и выявить у детей интерес к чтению, с использованием кубиков и таблиц.
3.Подведение итогов.
Подведение итогов кружковой работы.
Проанализировать динамику общего развития детей в процессе кружковой работы.