Доклад преподавателя на предметно-цикловой комиссии


Доклад:
«СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Выполнил: преподаватель
специальных дисциплин
Стемасова М.Ю.
Сеченово, 2012г
В настоящее время преподаватель не ограничен в выборе средств обучения, а веление времени требует сделать обучение ориентированным на практику. Расширение педагогических методов и приемов, а также педагогические инновации, существенно влияют на характер преподавательской деятельности. И соответственно на усвоение материала обучающимися. Развитие общества вызывает потребность в изменениях даже универсальных форм обучения. Поэтому в современной практике необходимо сочетать традиционные и инновационные технологии обучения.
В традиционной системе профессиональной подготовки в центре внимания находился учебно-воспитательный процесс, отношения между участниками построены как субъектно-объектные, где субъект – преподаватель находится в ограниченных условиях, его деятельностью управляет учебный план и программа, жестко задающие рамки отношений.
Объект – студент должен быть наполнен определенным объемом знаний, его роль – пассивное усвоение информации. Конечно, при таком обучении страдает в первую очередь потребитель знаний – студент, так как для молодого человека творческое содержание обучения отсутствует, а с ним и заинтересованность в личностном участии. Такой будущий специалист, лишенный возможности самовыражения малопродуктивен в будущем. Поскольку его просто не научили принимать самостоятельные решения. Вместе с тем абсолютная свобода – мать анархии и сестра хаоса. Поэтому инновации должны разумно стимулировать обучающегося. При этом преподаватель – старший наставник, а не просто сторонний наблюдатель.
Каким же образом совместить две противоречивые и, на первый взгляд, совершенно разные системы? Например, путем формирования активной жизненной позиции личности обучающегося используя подходы к данной проблематике разных лет.
Активность как движущая сила развития личности действует лишь в пределах заранее установленной цели.
Главное, что мы должны помнить, – это то, что из молодых людей сформируется костяк нашего общества завтра.
Как известно, формирование активной жизненной позиции молодого специалиста происходит в соответствии с потенциалом активности, уже существующим в обществе. Активная жизненная позиция выступает как побудитель к деятельности, как позиция личности, характеризующая многообразные отношения ее носителя с окружающими людьми. Показателем уровня активной жизненной позиции является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребностей в общественно-значимой деятельности и социально ценном общении. Процесс формирования активной жизненной позиции личности сложен и противоречив. Нельзя, механически воздействуя на человека, сделать его активным.
Для успешного формирования активной жизненной позиции студент должен пройти несколько стадий от обучаемого к учащемуся. При этом деятельность преподавателей также меняется – как организатора совместной деятельности со студентом, проектирующим его будущую профессиональную занятость. В связи с этой актуальной проблемой становится поиск инновационных технологий обучения и воспитания для формирования активной жизненной позиции. Существует несколько методов активизации познавательной деятельности учащихся:
1. Применение нетрадиционных форм урока: Наиболее распространенные: уроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда.
2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий:
- интегрированные, объединенные единой темой или проблемой;
- комбинированные, способствующие длительной;
- проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.
Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя).
3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения:
Игровые формы:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- организационно-деятельностные.
4.Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных  и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Виды ситуаций:
- ситуация выбора, когда нужно из имеющихся уже решений выбрать правильное;
- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
- ситуация-конфликт которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью;
- ситуация-предложение, когда преподаватель вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей;
- ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какого-либо решения.
5.Использование всех форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные;
- фронтальные;
- бригадные;
- парные.
У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации:
- эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью;
- познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование будущей деятельности;
- социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Достаточно сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.
Чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес, необходимо использование интерактивных форм и методов обучения.
Таким образом, педагогические технологии – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технологии обучения позволяют преподавателю добиваться запланированного результата.
Перемены, происходящие в мире, современноеэкономическое и социально-культурное развитие нашей страны вызвало необходимость срочной реформы системы образования. Несмотря на всю свою противоречивость, именно инновации в образовании являются залогом успешного развития общества.
Однако в погоне за новым, конечно же, нельзя отметать ценный опыт традиционного обучения.
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова О.А. Формирование активной жизненной позиции у будущего педагога-психолога :автореф. – Казань, 2009.
2. Ганоусек Э. Социально психологический аспект формирования активной жизненной позиции молодого рабочего :автореф. – Москва, 1984.
3. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. – 2004. – № 8. 
4.Клименко Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании.URL:www.unialtai.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a05.html