Метод.семинар Технология проблемного диалога


Методический семинар Тема: Технология проблемного диалога Муниципальный конкурс профессионального мастерствасреди педагогических работников муниципального района«Город Людиново и Людиновский район»«Я в педагогике нашел свое призвание…» 2016 год Составил: учитель начальных классов МКОУ «Средняя школа № 6»Стешова Алена Михайловна «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться»Э. Тоффлер Технология проблемного диалога Автор технологии - Мельникова Елена Леонидовна - лауреат премии Правительства РФ в области образования,кандидат психологических наук,доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва) для всех и каждого- технология «открытия» знаний ученикамидля учителя- ключ к успеху и творчествудля ученика- интересный и понятный урокдля образования- реализация развивающего обучениядля методиста- универсальная педагогическая технология Технология проблемного диалога Этапы урока по технологии проблемного диалога 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.2. Выдвижение версий решения проблемы.3. Актуализация имеющихся знаний.4. Составление плана решения проблемы.5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.  Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.  Методы постановки учебной проблемы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом:  - Приём «актуальность» - Приём «яркого пятна» Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1. создание проблемной ситуации - ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников реакциюудивления или затруднения. 2. побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации - отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать противоречие.  3. побуждение к формулированию учебной проблемы – «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?» 4. принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Урок окружающего мира в 1-ом классе по теме: «На что похожа наша планета?»- Внимательно рассмотрите в учебнике рисунки 1 и 2 на стр. 48. (Рассматривают изображение Земли плоское и шарообразное).Что вас удивило? Что интересного заметили? ( На первом рисунке Земля похожа на тарелку, имеет плоскую форму. На втором рисунке Земля похожа на шар).- Какой возникает вопрос? ( На что же похожа наша планета? )Вопрос фиксируется на доске Подводящий диалог представляет собой системупосильных ученику вопросов и заданий, которыепошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разныетипы вопросов и заданий: - репродуктивные(вспомнить, выполнить по образцу); - мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Подводящий от проблемной ситуации диалог У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами:весы,  длина,  сантиметр,   линейка, масса,  килограмм, объёмРазбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах.Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.2. Длина, сантиметр, линейка.Объясните свой выбор.- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения килограмм. - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе?(Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает).- Что предстоит выяснить сегодня на уроке?  Урок математики в 1-ом классе по теме: «Литр» Мотивирующий приём  Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.)   Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся)  Урок математики по теме: «Число 10» -Мы сегодня познакомимся счислом, о котором детскийписатель С.Я.Маршак сказал:Цифра вроде буквы О-Это ноль иль ничего.Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что это-… Кто догадался, о каком числеидет речь? Прием «яркого пятна» Прием «актуальность» Урок математики по теме: « Число 3. Цифра 3» - Послушайте мой рассказ и скажите, что мы будем делать сегодня на уроке.Греки это число не любили. Считалось, что оно может приносить горести, и если случится одно несчастье, то обязательно будет ещё два. Многие народы почитали это число. Русский народ считал это число чудодейственным.- Кто догадался, о каком числе идет речь? Преимущества технологии проблемного диалога Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность. ГРАМОТНЫЙ ДИЛОГ – КЛЮЧ к УСПЕХУ В ЖИЗНИ! Используемые источники Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя, - М., 2012Тепищина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средства активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2003.-№ 2Харитонова Л.А. Проблемные ситуации на уроках в начальных классах // Начальная школа. – 1998. - №4.Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра. Начальная школа плюс до и после. 2005. № 6. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3.