Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся среднего звена на уроках английского языка.


Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся среднего звена на уроках английского языка.
В школах XXI века мы пытаемся решать разные проблемы обучения. В первую очередь педагогов интересует развитие познавательного интереса и мотивации учащихся. ФГОС диктует свои требования. Не только повысить интерес к учебе и качество знаний, но и реализовать при этом новые подходы к обучению, используя современные инновационные технологии обучения.
Как же сформировать положительную мотивацию учащихся к обучению иностранного языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала?
В современной дидактике одним из инновационных направлений является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Также метод проектов развивает умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, особенности критического мышления. Данный метод наиболее легко вписывается в учебный процесс.
Слово «Проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Задача учителя - не самому делать проект, а помогать, поддерживать интерес к проекту.
По моему мнению, именно проектная деятельность способствует развитию коммуникации учащихся и формированию следующих умений: высказывать своё мнение (быть услышанным) и понимать мнение другого члена группы, искать общие точки зрения, приходить к единым выводам. Проектная деятельность - это возможность для ученика включиться в коллективную общую учебную работу, которая в дальнейшем сыграет огромную роль в его развитии, а также послужит началом создания дружеских связей.
Сегодня я хотела бы поделиться своим, хоть и небольшим, педагогическим опытом по данной теме и рассказать, как использование проектной технологии может способствовать развитию познавательной активности школьников.
На своих уроках английского языка я использую метод проектов, он предусмотрен программой и включен в материал УМК Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е.Подоляко, В. Эванс «Spotlight», по которому я работаю. Авторы данных УМК представляют материал таким образом, чтобы он не только отвечал интересам учащихся, но и вовлекал их в активное изучение, и учил применять полученные знания на практике. Учащиеся вовлекаются в проектную деятельность и обучаются новой форме работы – создание учебных мини-проектов. Тематика проектов самая разнообразная в зависимости от возраста и класса учащихся и затрагивают историю, жизнь и отношения людей, географию, литературу и искусство, зоологию, этику, право. Начало проектной деятельности школьников на уроках обычно очень простое. В пятом классеУМК «Spotlight» в течение года предполагает следующие проекты: «My favourite school subject», «Souvenirs in Russia», «My House», «Мy Family», «My pet», «Тourist attractions in Russia», «What to wear in all weathers», «Special days in Russia», «Holidays». По форме работы данные проекты являются индивидуальными или групповыми.
Свои первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах, а те, кто имеет навыки работы на компьютере, делают небольшие презентации.
На предварительном этапе рассказываю ребятам о предстоящей работе. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке ребята представляют свои работы. В конце урока отмечаю положительные стороны каждого проекта и даю советы, над чем можно поработать.
Для 6 класса УМК «Spotlight» предлагает тему «Road safety». Обсуждая тему безопасного поведения на дорогах, учащиеся приходят к выводу о необходимости создания инструкции правильного или безопасного поведения на дорогах.
В работе над проектом «To be safe on the road» («Что можно и что нельзя делать на дороге») на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника. Это слова по теме «Road safety» и глаголы в повелительном наклонении. Работая в группах по 3 человека, ребята изучают дополнительную информацию по правилам дорожного движения из текста.
В каждой группе участники выбирают, какую инструкцию они хотят создать: для пешеходов, велосипедистов, автомобилистов. Затем определяется форма презентации – листовка.
Пусть эти проекты не совершенные, с ошибками, но дети учатся не просто запоминать материал, а использовать его на практике.
Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, так как это даёт им возможность найти применение их индивидуальных способностей, потребностей, интересов. Моя роль заключается в том, что я определяю тему и проблему в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы.
Как вы видите, мы с учащимися, в основном, работаем над информационными проектами, в которых они собирают информацию по данной проблеме, теме и с помощью различных презентаций защищают свой проект.
Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет, а именно с 2014 года, позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение иностранному языку?
Начиная с 2014 года, детям предлагалось заполнить анкету в конце каждого учебного года учащимся тогда еще 4 классов (всего 41 человек) по вопросу применения метода проектов на уроках английского языка. Результаты следующие:
1. Нравится ли вам заниматься проектами на уроках АЯ?
Да
Нет
Не всегда
2. Какие темы вам больше всего нравятся?
О себе, своей семье и своих интересах
Фантазировать на разные темы, что-то выдумывать
О странах, городах, достопримечательностях
О животных
О знаменитых людях
Нравятся спектакли
3. По вашему мнению, чем вам помогли проекты?
Выучил много слов
Научился выступать на публике
Стал лучше читать
Улучшилось произношение
Лучше стал понимать грамматику
Улучшилась устная речь
Улучшилась письменная речь
Захотелось дальше изучать АЯ
Понял, что могу хорошо знать АЯ
Повторное проведение анкетирования буквально недавно показали чуть-чуть другие результаты. (диаграмма)
Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Были проведены тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных группах учащихся. Качество знаний повысилось на 6%. Было 62%, стало 68%. Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи. Ближе к концу этого учебного года планируем использовать платформу «Глобаллаб», чтобы опубликовать на сайте свои собственные проекты.
Результаты очевидны: Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
Проектная работа помогает решить проблему мотивации
Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Моя же цель остается такой же: «Стремиться, искать, не находить, но и не сдаваться!» - и делать все, чтобы у моих учеников возникало желание учить иностранный язык с удовольствием!