Использование технологии проблемного диалога на уроках истории


Использование проблемно-диалогового обучения
на уроках истории
Е.Н.ЛатыповаУчитель истории и
обществознания
МБОУ СОШ №62 х.Павловского
Современные процессы в образовании и требования Федеральных государственных образовательных стандартов ведут школу к новым методам проведения уроков, широкому использованию педагогических технологий. Меняются роли участников образовательного процесса. Так ученик из пассивного слушателя переходит в положение творческого искателя, исследователя. Учитель, в свою очередь, перестаёт быть генератором всех идей и знаний на уроке. Он должен стать координатором, направлять учащихся по пути поиска значимой информации. Закончилось то время, когда ученик был сосудом, а учитель должен был наполнить этот сосуд знаниями. В настоящее время, обучающиеся переполнены различными источниками и объемом информации, именно учитель обязан научить ребенка использовать в нужном направлении , с пользой необходимую часть этой информации.
Предметы гуманитарного цикла активно способствуют развитию творческого, поискового потенциала учеников, позволяют широко применять различные педагогические технологии, мотивирующие к учебной деятельности. Характер изучаемых проблем позволяет использовать в рамках одного урока несколько подобных технологий, что сохраняет работоспособность класса, а чередование видов деятельности отвечает требованиям здоровье сбережения.
Ориентируясь на ФГОСы, мною был проведён урок в 6-х классах на тему «Монгольское нашествие на Русь». Для достижения целей обучения каждый класс был разделён на группы. В основу урока была положена «Проблемно-диалогическая технология», что позволяло направлять учащихся к нахождению и усвоению новых знаний. На первом этапе, на основе представленного стихотворения была учащимися определена тема урока, при просмотре видео сюжета определены задачи урока. При этом использовалась технология «Мозгового штурма»: учащиеся активно выделяли аспекты проблемы и, в конечном итоге, остановились на наиболее значимых в рамках проводимого урока.
На втором этапе, в ходе беседы с учениками были освещены общие положения, дающие представления о монгольском нашествии.
Третий этап урока был построен на основе работы класса в рамках элементов «Кейс-технологии». Каждая группа, работая с индивидуальным текстом, решала собственные учебно-познавательные задачи, а затем защищала итог работы перед классом. В ходе выполнения мини исследования и его защиты учащимися заполнялась общая таблица, которая обобщала все приобретённые знания на уроке.
Четвёртый этап стал рефлексией для учащихся. Ребята не только ответили письменно на предложенные учителем вопросы по изученной проблеме, но и сами попытались оценить работу отдельных членов своих групп в течение всего урока.
Подводя итог, необходимо отметить, что уроки прошли в хорошем рабочем темпе, не ощущалась утомлённость классов. Оценка рефлексии показала, что материал усвоен учащимися, ими отрабатывались коммуникативные, исследовательские, социокультурные навыки. Главным же итогом для учителя является понимание необходимости проведения подобной работы в системе. Только в этом случае она будет приносить стабильные, высокие результаты.