Урок по математике на тему: Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями


План урока.
Тема урока: «Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями».
Автор:Магильная Антонина Александровна, учитель математики
МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска
Класс: 7
Предмет: математика.
Цели урока 
Образовательные:
Систематизация знаний по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных  дробей».  Повторение и закрепление приобретённых знаний.  Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.  Межпредметная  связь  истории и математики.
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся.  Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.  Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.  Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.  Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные:
Воспитание любви к родной стране, её истории.  Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.  Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Ученик должен знать:
Понятие  десятичной дроби. Правила сравнения и округления десятичных дробей, сложения и вычитания, умножение и деление десятичных дробей. Технологию решения основных типов задач на дроби: нахождение части от целого; нахождение целого по его части. Технологию решения задач на движение.
Ученик должен уметь:
Распознавать, понимать и объяснять десятичные дроби; сравнивать и округлять десятичные дроби; складывать,  вычитать, умножать и делить десятичные дроби; решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части; отмечать дроби на числовом луче.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Тема нашего урока «Десятичные дроби и действия с  ними».
Вспомним  что такое десятичная  дробь, как сравниваются и округляются десятичные дроби, как нужно складывать, вычитать, умножать и делить десятичные  дроби, а также закрепим умения и навыки решения уравнений и  текстовых задач.
 А посвятим мы  наш урок знаменательной дате, 66 – ой годовщине Победы над фашистскими захватчиками. Именно десятичные дроби помогут нам сегодня прийти к  Победе. 3.Устная работа.
Фронтальный опрос:
Что такое десятичная дробь?
Правило сложения и вычитания десятичной дроби.
Правило умножения десятичных дробей.
Правило деления десятичных дробей.
Вы уже знаете, ребята, что  война началась рано утром, в 4 часа, 22 июня 1941 года мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии.  Вы видите этот призыв «Вставай, страна огромная!» (Слайд №3). В то время все люди собрались около радио, чтобы послушать голос Левитана, который объявил о том, что война началась, а заканчивал он свою речь словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»
План нападения на СССР был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 года. Он был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром вооруженных сил СССР за 2 месяца. Кто-нибудь знает, какое название имел план Гитлера?   
Чтобы узнать, как назывался этот план, нужно
Устно посчитать и  составить слово из номеров правильных утверждений:
(Д) 1. 4,1:10 =0,41
(Х) 2. 0,3:3=0,01
(Б) 3. 6,3 – 5,8=0,5
(А) 4. 2,25+0,75=3
(Р) 5. 5:0,2=25
(В) 6. 0,32*2=20
(Б) 7. 0,19*5=0,95
(А) 8. 0,3*0,7=0,21
(У) 9. 2,8:2=28
(Р) 10. 2,7+0,07=2,77
(О) 11. 3,8*100=380
(Ш) 12. 2,06+0,4=2,1
(С) 13.0,85-0,77=0,08                          Ключ: 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 16.
(С) 14. 3,5:7=0,5                                            Б  А  Р  Б  А  Р   О   С   С   А
(В) 15. 6,91 – 0,1=6,9
(А) 16. 0,2:0,1=2
 
4. Решение задач.
Блокада Ленинграда.
Трудно пришлось всем в первые месяцы и годы войны. И на фронте, и в тылу. А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами.  900 дней держалась блокада Ленинграда.
Как найти площадь прямоугольника?
Правило округления десятичных дробей.
Задача №1  (решается у доски и в тетрадях) Оборона города занимает прямоугольный участок земли.  Большая  сторона прямоугольника является передним краем обороны  и равна 26,4 км, а меньшая сторона прямоугольника в 1,5 раза меньше переднего края обороны. Определить площадь участка обороны. Ответ округлите до единиц.
Решение:
 26,4 км  – длина обороны.
1) 26,4:1,5 = 17,6 (км) –  ширина обороны.
2) 26,4*17,6 = 464,64 (кв.км)
     464,64 = 465
Ответ: 465 кв. км
Каждый день сотни и тысячи ленинградцев замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но больше всего умирало от голода. Была введена карточная система на продукты. 
Как найти часть от числа?  Как найти целое по его части?
Задача № 2 (решается у доски и в тетрадяхРабочие получали  0,25 части от  одной буханки хлеба (вес хлеба – 1кг), а  служащие  и дети получали по 0,125 части от одной буханки хлеба. Сколько хлеба в сутки получали рабочие, служащие и дети во время блокады?
Решение:
1) 1000 * 0,25 = 250 (г) - рабочие
2) 1000 * 0,125 = 125 (г) – служащие и дети.
Ответ: 250 г., 125 г.
Правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т. д.
При этом 50%, т.е. на половину, хлеб состоял из примесей. И поэтому был почти несъедобным.
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город.
Чтобы прорвать блокаду Ленинграда, большие надежды  возлагались на танки. Представьте, что каждый из вас командир танковой бригады (как дед Вовы Ткалича). И вам надо прорвать  кольцо блокады. Для этого вам надо решить следующую задачу.   
Задача № 3 – на встречное движение (решается у доски и в тетрадях)
Два танка находятся на расстоянии 17,1 км и едут навстречу друг другу. Наш советский танк едет со скоростью 4,75 км\ч, а немецкий танк – со скоростью 3,8 км\ч.  Через  сколько часов они встретятся и наши танки прорвут кольцо блокады?
Решение:
17,1: (4,75+3,8)=2 (ч) – произойдет прорыв блокады 
Ответ: 2ч.
5. Самостоятельная работа.
Наша страна понесла огромные потери в той войне. Дороги, пройденные солдатом измеряются тысячами километров… Но наш народ выстоял и победил фашизм.  Сегодня мы вспоминаем всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойДля того, чтобы немного помолчать, вам нужно решить тест.
Тест на решение примеров
1 вариант.
1). 0,45 : 3=0, 15
А)0,3   Б)3   В)0,15
2).  2,2 + 0,5 2 вариант
1). 0,34 : 2 = 0,1,7
А)0,02   Б)0,2   В)0,17
2).  4,4 – 3,2
подумать
 
6. Итог урока.  Выставление оценок.
Домашняя работа:   с комментариями.