Рекомендации по подготовке выпускников к ГИА (из опыта работы)


МОУ «Афанасьевская СОШ»
РМО географов
Рекомендации по подготовке выпускников к ГИА (из опыта работы)
Учитель географии, педагог-психолог
I квалификационной категории: Карасаева Ирина Александровна
Февраль, 2017
Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Воспитывает дитя любая минута жизни и каждый уголок Земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается…..
В.А. Сухомлинский
В МОУ «Афанасьевская СОШ» работаю 14 лет. В прошлом 2015-2016 учебном году, обучающиеся 9 класса (10 человек) при сдаче экзаменов по выбору предпочтение отдали и моему предмету – география. В 2016-2017 – 7 человек. Впервые с ученицей 11 класса будем сдавать ЕГЭ ( в районе одна).
Экзамен – это испытание. Любой экзамен является источником стресса для всех участников образовательного процесса. Поэтому, я как педагог – психолог, решила подойти к этому вопросу именно со стороны психологии, поставив перед собой задачу: научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Хотелось бы подчеркнуть, что все  положительные моменты ГИА не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты.
Благодаря знанию психологических особенностей детей, работы как предметника, получились довольно неплохие результаты:
Результаты основного государственного экзамена. 2016 г.
Учебный
предмет Кол-во участников Средний балл Средняя оценка %
успевае-мости%
качества Средн. показ. по
МО Средний
региональный показатель
% У % К Ср.бСр
оц% У %К Ср.
б Ср.
оц.
география 10 (67%) 16,1 3,2 90 30 61,9 29,3 14,7 2,9 55,5 24,1 13,7 2,8
Итак, в первую очередь, меня как педагога, волновали психологические особенности обучающихся. Имея довольно большой запас литературы, я использовала методическое пособие Левиной и Высотиной города Иркутска «Рекомендации по психологической подготовке к экзаменам».
Успешность сдачи экзаменов зависит от способности человека, его мотивации и психологической установки по отношению к экзамену. С целью выяснения областей трудностей проводилось тестирование «Тест оценки страха перед экзаменом» (см. Приложение), где затрагиваются следующие аспекты: психологическая установка, стиль работы, эмоциональное состояние, психические способности.
Немаловажным является и выбор рабочего времени. Ведь мы, педагоги, проводим консультации по предметам после основных шести уроков, обычно седьмыми уроками, не давая ни организму подростка, ни себе, отдохнуть от нагрузок. Для выбора лучшего рабочего времени использую тест «Кто вы – «сова» или «жаворонок»?» (см. Приложение). Более 50% обучающихся прошлого 2015-2016 учебного года показали, что они умеренные совы. Это значит вечерняя работоспособность. Поэтому, встречались на консультациях в послеобеденное время. Ведь чередование умственного и физического труда (даже прогулка от школы до дома) приводит мысли в порядок и даёт организму разгрузку от умственного напряжения.
При проведении консультаций учитывала и ведущую модальность обучающихся. Ведущая модальность человека (см. Приложение) – основной способ восприятия человеком информации.
Есть три основных модальности человека:
1) Визуалы – используют в основном зрительное восприятие.
2) Аудиалы - используют в основном слуховое восприятие.
3) Кинестетики - используют в основном ощущения (обоняние, осязание и т.д.).
Знание доминирующих каналов восприятия позволило мне не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета.   Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.
Педагогам, помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Это так называемые, психотехнические навыки. Именно они повышают эффективность подготовки к сдаче ГИА. Психотехнические навыки позволяют подросткам успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы. Я использую на уроках тесты различного плана (КИМ «География 9 класс», пособие г. Москва, 2013 г.), учитывая при этом модальность ребёнка.
Основная ошибка педагогов при подготовке к экзаменам - многократное повторение фраз: «Времени совсем не осталось….», «Не готовы!», «Не сдадите!», «С такими знаниями не на что рассчитывать…» и так далее. Это тактика запугивания, помноженная на волнение ребёнка, повышают тревожность, формируют негативную установку. Одна из главных причин неудачи на экзаменах – физическое и психологическое перенапряжение из-за нерациональной организации подготовки в течение длительного времени.
Что надо знать педагогам?
Прежде всего, надо самим успокоиться. Тревожность от вас передаётся детям.
Вселяйте чувство уверенности и желание достичь положительных результатов.
Не фиксируйте внимание детей на экзаменах, не говорите об этом постоянно.
Реагируйте адекватно на вопросы учеников, так, чтобы они не боялись их Вам задавать.
Проигрывайте ситуацию экзамена. Важно, чтобы школьники сами анализировали результат.
Научитесь сами и научите детей приёмам снятия напряжения (см. Приложение).
Данное методическое пособие могут использовать абсолютно все участники образовательного процесса: дети, родители, учителя.
Итак, зная психологические особенности подростков, можно приступать к консультациям по предмету с целью успешной сдачи экзамена по своему предмету. Что даёт хорошие результаты?
«Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпири).
Общение учителя-предметника за рамками своей школы:
РМО учителей географии. Имеется общий почтовый ящик, где учителя делятся накопленным материалом.
Сообщество в Интернет «Сеть творческих учителей» (зарегистрирована с 2013 года).
Личный сайт учителя в проекте «Инфоурок» (с 2014 года – просмотров моих материалов 9693).
Сайт «Одноклассники», участник группы «Русское географическое общество».
По объему информации Интернет опережает все мыслимые источники. Зачастую, из Интернет можно получить такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Использование этой информации возможно по нескольким направлениям, в том числе и подготовка к ГИА.
Образовательный портал «Решу ЕГЭ» (зарегистрирована в январе 2017г.)
Образовательный портал «Сдам ГИА» (зарегистрирована с 2015г.)
Сайт «ФИПИ».
Без ИКТ технологий не возможен современный урок. Поэтому я использую видеоуроки от проекта «Инфоурок».
Позитивную роль играют уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно использую для активизации знаний обучающихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.
В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. 
Успешность выполнения экзаменационной работы во многом определяется тем, насколько девятиклассники знакомы и умеют выполнять все типы заданий. Вот почему включаю эти задания в учебный процесс и в качестве обучающих, и в качестве контрольных.
Подобный анализ различных типов заданий готовит школьников к экзамену. В рамках предэкзаменационного повторения обобщенная характеристика всей работы будет полезна для выпускников. Я использую элементы предэкзаменационного повторения на разных его этапах, обращая внимания на кодификатор КИМ ОГЭ.
При подготовке к экзамену обращаю внимание на формирование компетентностей:
умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;
владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);
умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;
умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;
умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.
На уроках развиваю умения читать и анализировать рисунки, схемы, графики, диаграммы. Чаще даю задания проблемного и практического характера. Например, заполнить таблицу (используя учебник и фрагмент видеоурока) город и его специализация.
Очень много вопросов в КИМ по географии направлено на знание экономических районов. Здесь очень хорошо помогает контурная карта. Ведь отмечая тот или иной объект на карте самостоятельно, лучше запоминается его местоположение. Так же в целях сохранения психологического здоровья уделяю пару минут для раскрашивания.
При решении КИМ по географии использую метод логического исключения. Метод исключения - один из видов логического доказательства; в результате получается уверенность, что случай, оставшийся после исключения всех других, и есть искомый.
ГИА по географии – экзамен достаточно сложный. Сложности ему добавляет необходимость знаний не только фактического, теоретического материала, но и знание карт и навыки работы с ними, а так же и умения устанавливать причинно-следственные связи, использовать пространственное мышление.
Большой процент зависит и от мотивации ребёнка.
Очень часто приходится слышать о том, что при подготовке к ГИА в новой форме возникает множество проблем. А основная проблема, на мой взгляд, в том, что ученики слабо мотивированы на сдачу экзаменов в тестовой форме, на работу по подготовке к экзаменам в тестовой форме. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Причины низкой мотивации: Отношение ученика к учителю, отношение учителя к ученику, личная значимость предмета, умственное развитие ученика, непонимание цели учения, страх перед школой.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания.
 Учитель должен любить и хорошо знать свой предмет. Для этого уже сейчас нужно иметь хорошие знания, уметь поделиться ими со своими учениками. Это обязывает учителя держаться на уровне современной науки. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела. Избравший профессию учителя, сам себя назначает на такую службу.